Найти тему
ПиПси

Семейное образование: проблема социализации

Оглавление

Педагоги и психологи с позиции своих профессиональных взглядов по-разному относятся к такому формату обучения, как семейное образование, в рамках которого родители обучают детей вне школы, самостоятельно организуя их образовательный процесс.

Многие специалисты подчеркивают преимущества этой формы обучения, так стремительно набирающей обороты популярности в последние время наряду с классическим школьным образованием. Немало и тех, кто ругает, выражает свое категорическое «нет» по отношению к такому выбору родителей, особенно когда ребенок по состоянию здоровья может посещать классическую школу.

Домашнее и семейное обучение (СО): в чем разница?

Часто путают семенное образование и домашнее (надомное).
Но это две разные формы: семейное обучение – полностью по желанию родителей (всю ответственность за ребенка, за его образование школа делегирует семье), а надомное – либо по состоянию здоровья, либо по решению администрации школы (ответственность при этом – на учреждении).

Какие могут быть причины перевода ребенка на семейное обучение?

Одни родители переводят детей на данную форму обучения сугубо по их состояние здоровья (психического/физического – пока до сих пор эта одна из самых популярных причин).
Кто-то – из-за популярности движения и ради любопытства («Петровы перешли, и мы – следом»).
Третьи делают выбор на основе личных пережитых травм детства, связанных с обучением в стандартной школе.
Другие – ради улучшения качества обучения ребенка, полагая, что школьная программа недостаточно хороша.

-2

Есть также среди современных родителей поклонники дореволюционной модели обучения в России, которые по большому счету романтизируют модель «семейной школы», считают ее более «привилегированной», нежели видят ее безусловные, реальные преимущества.
При этом любящие и заботливые родители забывают, что соотносить образование актуального времени и прежних лет (к тому же, с такой большой временной разницей), как минимум, некорректно как с исторической точки зрения, так и с позиции актуальной социальной структуры, уровня жизни и т.д.
Дворяне и купцы (вторые – чуть позднее) могли позволить себе приглашать на дом преподавателей, нанимать гувернеров, в то время как у бедных крестьян не было такой возможности.
То есть в прошлом высокая значимость СО в обществе была обусловлена отсутствием элементарного обязательного общего образования (вплоть до 1918 года, когда было принято положение о Единой трудовой школе РСФСР).

Как и причины для перехода к СО, отношение к данной форме обучения также может быть разным.

К «плюсам» семейного образования, как правило, относят:

· Комфортный процесс обучения.

Конечно же, находясь в уютных, домашних условиях ребенок получает максимум комфорта в отличие от работы в классе вместе с другими детьми – родители обычно очень тщательно следят за соблюдением режима питания, за охраной труда и безопасности ребенка, за его самочувствием, настроением и за уровнем рабочего настроя.
Кто, как не мама с папой, могут также хорошо знать, когда их чадо проголодалось, настроилось на результат или, наоборот, не имеет ни малейшего настроения для серьезной работы в какой-либо день. Учитывая все это, наблюдая за поведением ребенка,
родители выстраивают наиболее оптимальный по эффективности график его учебы.

· Акцент на индивидуальность ребенка, его личность, здоровье, особенности его познавательных процессов (память, внимание и др.) и на его реальный потенциал в рамках обучения.

В отличие от школьной подачи материала, когда учитель преподает знания одинаково для всего класса, здесь все внимание – одному ученику (или нескольким, если на СО также перешли братья/сестры ребенка, или при посещении развивающих факультативов).

· Выстраивание почасовой программы с учетом актуальных предпочтений и способностей ребенка.

То есть если у мальчика/девочки есть способности к изобразительному искусству, или, допустим, к математике, то кол-во часов на эти предметы в планировании можно увеличить за счет сокращения часов, предназначенных для других предметов – менее значимых для ребенка.

· Выбор наиболее адаптивного темпа обучения для ребенка в рамках процесса.

К примеру, при надлежащих возможностях и желании можно освоить программу нескольких классов всего за один учебный год. Или наоборот – изучать материал в том темпе, в котором ребенку будет наиболее комфортно.

-3

· Ограничение нежелательных (потенциально вредных) контактов.

Ребенок защищен от школьного буллинга, обучаясь дома. В рамках семейного образования ребенок всегда находится под контролем родителей, он защищен; такая принимающая и дружелюбная атмосфера дарит ему чувство спокойствия, гармонии. Это хорошо сказывается в целом на процессе обучения ребенка, но рафинирует его взаимодействие с внешним миром. Поэтому данный вопрос у ряда специалистов является довольно спорным.

Недостатками семейного образования принято считать:

· Неумение работать в команде.

Так как ребенок обучается в процесс хоумскулинга с одним или несколькими педагогами, которыми, в том числе, являются и его родители, то у него могут недостаточно сформироваться социальные навыки, необходимые в работе с другими людьми.
Ребенок изучает и привыкает к реакциям родителей, к их отношению к каким-либо вещам, категориям, аспектам жизни. Узнавая их взгляды и отношение к себе, к миру, к различным сферам жизни, к нему самому, в дальнейшем ребенок ориентируется (уже в новых обстоятельствах) на основе полученных знаний. Быть примером/антипримером для своего ребенка до определенного периода нормально и даже полезно. Это формирует его становление, как личности. Но взрослея, маленький человек должен видеть, знакомиться и с другими взглядами на жизнь; он должен знакомиться с другими категориями внешнего, с разными, новыми людьми. Только таким образом, на определенном этапе взросления, сталкиваясь с объективной позицией «чужака», каждый из нас полноценно взрослеет, социализируется и учится работать в группе, наполненной самыми разнообразными отношениями к окружающей действительности.
Это здоровое отношение к миру вокруг.

· Отсутствие твердой позиции.

Сотрудничая с близкими людьми в комфортных, домашних условиях, у ребенка не возникает естественных ситуаций спора, отстаивания своих взглядов с незаинтересованными в процессе людьми. Родителей нельзя считать незаинтересованной стороной процесса, так как они и ребенок уже формируют действующую систему единого взаимодействия – обучающий процесс. Эта особенность часто не дает ребенку абстрагироваться и проявить упорство там, где это необходимо. Присутствие родителей, их непосредственное участие в обучении лишает ребенка объективности в ситуациях спора.

· Недостаточная мотивация.

Домашняя обстановка, участие родителей могут как позитивно, так и негативно сказываться на эффективности учебного процесса: на стремлении к новым знаниям, на их усвоении, закреплении.
Например, если учитель – твой папа, или приходящий раз в неделю репетитор, персональный наставник, то уговорить перенести контрольную, или вовсе отменить занятия (даже просто из-за плохого настроения) не оставит большого труда и не нарушит планы других детей. Ведь ученик – всего
один.
Да, это вопрос дисциплины и соблюдения надлежащих правил родителями ребенка. Но подобные уступки встречаются, увы, часто, потому что родитель-учитель в первую очередь – родитель, и только потом уже – педагог.

· Сложный алгоритм перехода к семейной форме обучения и высокие требования к родителям, как к новым кураторам ребенка в образовательном процессе.

Процесс сбора необходимых документов и согласования своего решения с администрацией учреждения требует времени и терпения.

-4

Что нужно делать родителям, чтобы перевести ребенка на СО?

Родители должны написать заявление на отчисление ребенка из школы даже, если последующую аттестацию им будет нужно проходить в этом же учебном учреждении.

-5

Потом выбирают конкретное общеобразовательное учреждение для прохождения аттестации. Главный критерий при выборе – в уставе школы должно упоминаться разрешение на прием экстернов.

Уточнив с администрацией учреждения все необходимые аспекты, родители могут подавать заявление о переводе на другую форму обучение (семейное обучение).

Очень важно собрать все нужные документы для семейного обучения до начала нового учебного года, то есть до того момента, когда программа (планирование учебного процесса на учебный год) будет утверждена.

Далее родители составляют в соответствии с действующим регламентом договор, в котором указаны все детали новой формы обучения (утонить информацию об этом можно у администрации учебного учреждения).

Потом необходимо составить совместно с представителями школы планирование на год обучения, упорядочить весь учебный процесс (почасовое планирование по предметам с темами, проверочными работами, повторениями и т.д.), согласовать его с администрацией.
Представители школы обязаны помочь родителям разобраться с деталями программы, выбрать учебники, проконсультировать по всем необходимым вопросам, включая вопрос экзаменации ребенка в конце каждого года СО на соответствие определенным требованиям (приобретенные навыки, уровень знаний и т.д.).

Ахиллесова пята семейного образования - социализация

-6

Как уже упоминалось выше, к недостаткам хоумскулинга относят низкий уровень социализации ребенка в рамках такого типа обучения.

И это не просто недостаток, это самое «больное место» данной формы обучения, которое, к сожалению, может влиять на уровень развития социальной адаптивности взрослеющего человека.

Дело в том, что, как бы родители не старались, как бы грамотно не структурировали индивидуальный процесс обучения для своего ребенка, «прокачать» навыки его естественной социализации у них не получится.
Потому что нельзя искусственно создать то, что необходимо ребенку, как естественный опыт. Как воздух, как еда и эмоции.
Взаимодействие в постоянном коллективе, объединенном единой большой целью – пища для духа, для формирования будущей личности.
Симуляция этого в рамках СО – суррогат.

Даже лучший в мире репетитор не может показать ребенку реальный опыт взаимовыручки с одноклассниками. Потому что нет настоящих одноклассников при СО.

Даже опытный психолог не научит естественным образом конкурировать в классном коллективе. Потому что нет такого коллектива при СО.

Даже прогрессивные взгляды авторов новых учебников не дадут прожить первую влюбленность в соседку по парте, с которой каждый день становится чудом. Потому что нет соседки по парте при СО.

Даже модные онлайн-курсы по развитию каких-нибудь навыков не позволят пройти огонь-воду-и-медные-трубы с близкими по духу людьми из коллектива. Потому что нет таких близких по духу при СО.
Как нет в семейном образовании и самой основы коллектива, как формации, а значит, и чувства сплоченности, силы единства, которые веками формировали в подрастающих поколениях очень важные качества. Не менее важные, чем индивидуальность.

Качества, которые необходимы человеку на разных этапах жизни среди таких же людей, как он сам.

Индивидуальность – это прекрасно.
Но иногда нужно вспоминать, что мы живем не на необитаемом острове и мы не готовим нашим детям судьбу
фрилансеров и гениев-затворников.
Они свободны выбирать себя сами.

Наша задача, как родителей, направить их, показать им все возможные «векторы» и научить их жить не в рафинированном пространстве, ограниченном родительской заботой и четким планом, а в реальном мире – сложном, хаотичном, но прекрасном.

-7

Если сейчас движение СО только набирает в России свои обороты (по сравнению с концом 90-х гг. прошлого века, например), то лет через 15-20 мы с вами будем свидетелями первых масштабных результатов этой формы обучения – целое поколение молодых, зрелых людей, получивших образование в «семейной школе».

Какими они будут?