Здравствуйте друзья. С вами диванный исследователь истории по интернету Алексей Коновалов.
Древнейший перечень канонических книг Ветхого и Нового Завета под именем "Богословца от словес" помещался в Изборнике Святослава 1073 года. Вторая половина Святославова Изборника, приписаная Исидору, содержит древнейший из известных в славянских переводах греческий указатель ветхозаветных и новозаветных апокрифов. Эта статья—буквальный перевод Индекса, который встречается между "вопросами и ответами" антиохийского патриарха Анастасия Синайта (умер в 599 году).
Перечень апокрифов Анастасия лёг в основу юго-славянских индексов отречённых книг, и оттуда перешёл в Россию (Тихонравов Н.С. Сочинения. Том l. Москва, 1898 год. Страница 141). От индекса Анастасия берет своё начало статья в славянском Номоканоне, рукопись XIV, озаглавленная "Лаодикийского собора правило 59", она заключает в себе некоторые отречённые книги, неизвестные по греческим индексам.
Упоминание о еретике Иеремии попе позволяют отнести возникновение этого индекса к XI столетию (Тихонравов Н.С., там же, страницы 142, 144). Статья юго-славянского, видимо, болгарского происхождения (Публикация Пыпина А.Н. в журнале "Летопись занятий археографической комиссии" №1, 1861 год, страницы 26—27).
Митрополит Киприан, занимавший митрополию с перерывом в 1381—1406 годах, признавал необходимым составить список книг, как истинных, так и отречённых, из чего можно заключить, что в конце XIV, начале XV века у нас сильно была развита апокрифическая литература. Митрополит Киприан, в молитвеннике которого заключается список отречённых и богоотменных книг, то есть книг гадательного и суеверного характера, только пополнил список Номоканона. Индекс Киприана дошёл до нас в двух видах. Более древний имеет заглавие "Сказание Изосимы митрополита руського о отречённых книгах" в рукописи Московской Синодальной библиотеки XVI века №853, листы 5—7 (Издано Тихонравовым Н.С. в Сочинениях, том l, страницы 32—33, откуда заимствован отрывок "богоотметныа и ненавидимыа книги громник, колюждник, мартолой, црве сносудцы, воронограй, птич (птичник), мышописк, стенотрус. Се соут, имена им, астрономиа, сиречь звездосказание, окомис, мысленник, естественник,"метаниа"). В другом списке—рукопись Румянцевского музея XVI века №449, список суеверий пополнен, внесены следующие гадательные книги: трепнтник, сонник, куроглашенник, в стречно, в полаз, в чох (Пыпин А.Н. "Летопись занятий археографической комиссии" №1, страница 49).
Возможно, митрополит Киприан перечислил те книги, которые были в его время в обращении на Руси, а может быть, он руководствовался уже готовым материалом для составления указателя по сербским и болгарским поучениям (Тихонравов, Сочинения, том l, страницы 144—146). Индекс Киприана внёс новый элемент в историю индексов: до Киприана в индексах перечислялись только канонические книги Священного Писания и книги не канонические. Начиная же с Киприана, к книгам не каноническим, апокрифам, присоединились книги гадательного характера, величавые поэтические апокрифы о библейских сюжетах стали приравниваться к нелепым приметам ухозвона и стенотруска. Это смешение апокрифов с книгами гадательного характера сохраняется во всех индексах позднейшего времени. Так, оно сохранено в статье "о книгах ветхаго о новаго закона ихже не подобает чести правоверным, понеже еретицы написали от своего разума". Скорее всего, эта статья русского происхождения. Она важна в том отношении, что указывает на западное происхождение суеверий (Рукопись XVI века Московской Синодальной библиотеки №322, лист 265). Наиболее полное перечисление отречённых книг помещено в статье "О книгах истинных и ложных", где приведено название следующих книг: Мартолой, рекше Остролог, Острономея, Зелемерие, Чаровник, Громник, Молнияник, Сносудец (сонник), Волховник, Лопаточник, Путник, О часех злых и добрых, Рафли, Алманаки, Звездочтец, Шестодневец (Пыпин, Летопись занятий археографической комиссии,№1 стр 43—44). Статья "О книгах истинных и ложных" вошла в состав известной Кирилловой книги, изданной в 1644 году и перепечатанной в 1786. Печатное издание мало отличается от рукописи (Текст Кирилловой книги приведён Пыпиным там же, страницы 50—55). Известно, что перечни названий отречённых книг в индексах не отличаются точностью. Не все книги, упоминаемые в индексах, известны нам под своими именами, похоже, некоторые из них внесены в индекс на основании юго-славянских и византийских указаний, и в обращении на Руси не были. Также необходимо иметь в виду и другую особенность индексов: в них приводятся не только заглавия запрещённых книг, но вместе с тем указан и сам обычай, выражением которого была книга, а иногда способ гадания, без указания на книгу. Таким образом, в статье запрещаются как ложные книги, так и способы гадания связанные с этими книгами. В статье о книгах истинных и ложных много повторений и неточностей. Одна и та же книга в индексе Киприана и в упомянутой статье XVII века запрещаются в различных выражениях. Так, Трепетник индекса Киприана в статье XVII века обозначается выражением из Трепетника: "мышца подрожит, ухозвон, окомиг". "Метание"— не книга, а способ гадания. Вероятнее всего, под Естественником следует понимать Физиолог (сборник статей и сведений о животных и камнях, берущих начало во II или lll веке, предположительно в Александрии).
В Киприановом молитвеннике запрешаются Воронограй и Птичник, эти же суеверия в статье "О книгах" запрещаются в разных местах и в различных выражениях: "Птичник различных птиц, сорока пощекочет, дятел, воронограй, куроклик","Астрономия, сиречь звездосказание" Киприанова молитвенника в статье "О книгах истинных и ложных" упомянута под тремя названиями: "Книга Мартолой, рекше Астролог, Остронумия". Иногда несколько книг гадательного содержания обобщались под одним названием, например название "Волховник" Киприанова молитвенника в статье "О книгах истинных и ложных" изложено в таких выражениях: "Волхвующе птицами и зверьми еже есть се: стенотреск, ухозвон, воронограй, куроклик, окомиг, огнь бучит, пес выет, мышеписк, мышь порты изгрызет, мышца подрожит, сон страшен, слепца стретит" и так далее. Здесь под именем Волховника подразумеваются несколько гадательных книг: Птичник, Трепетник, Сонник, Путник. Надо принять во внимание, что некоторые гадательные книги не назывались так, как они называются в статье "О книгах истинных и ложных", например Мартолой, Звездочётец, он же Шестодневец (Тихонравов Н.С. Сочинения. Том l. Примечания, страницы 29—30; Сперанский М.Н. Из истории отречённой литературы. Трепетники. 1899 год, страницы 6—7). Кроме перечисленных книг существовало ещё немало других книг отречённого содержания: зелейники, травники, цветники, лечебники, книга под названием "Аристотелеви врата" и другие.
Вопрос о запрещенных книгах Руси весьма сложен, и, возможно, мы к нему ещё вернемся.
А пока на этом всё. До свидания, друзья, будьте здоровы, берегите себя и своих близких.