Не секрет, что балетные дивы прошлого с современной точки зрения недостаточно изящны. Что ж, неудивительно... Меняется мир, меняются идеалы красоты, меняются требования. Но тогда на них смотрели не мы, а современники! Смотрели - и видели не то, что мы видим теперь!
И очень интересно пытаться разделить своё восприятие - и восприятие человека прошлого. Так что хочу привести вам пример, связанный и с балетом, и с живописью!
Критик Яков Александрович Тугенхольд в 1922 опубликовал свой труд "Эдгар Дега и его искусство". Балетная тема у этого блестящего художника-импрессиониста - одна из важнейших! Их десятки и десятки, этих балерин Дега - занимающихся в классе у станка, отдыхающих, выступающих...
Так вот, обратимся к ножкам балерин и их стройности.
Об этой картине Тугенхольд пишет: "Серебристая голубизна туник, розовое окно, серый пол репетиционной залы, повторяющий те же нюансы, словно осыпанный лепестками роз... А рядом с этим - кричащая худоба ног..."
Конечно, в наше время никто не назвал бы такие ножки худыми.
И арт-критик, погружаясь в мир балерин Дега, то и дело пишет о ногах его балерин - о главном рабочем инструменте! "Эти ноги балерины, длинные тонкие, нервные, поистине рабочие ноги, с мускулистыми икрами, в розовых трико и в сатиновых туфлях..." "Эти ноги, худые, чрезмерно развитые..."
Это рабочие ноги, да. Отличные ноги. Но не особо длинные и тонкие по нынешним меркам.
А ведь Тугенхольд писал это меньше, чем сто лет назад. Как всё изменилось!
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory