Я знала его другим. Прозрачным и невесомым, с широкой и длинной аллей, которую сентябрь засыпает листвой и желудями; рассеянно улыбающимися статуями, решеткой Фельтена, покрытой колючим инеем в январе и порфировой вазой в струйках и каплях дождя в предзимье; старушками, чинно шагающими по аллеям сада навстречу ветру и Неве под шорох, планирующих листьев.
Дети мои уже запомнят его другим. После капитальной реконструкции 2011 года, я сломя голову понеслась смотреть, что же с Ним сделали. Совсем чужой, другой и ненастоящий. Побродив возле фонтанов как неприкаянная, то и дело, натыкаясь на боскеты, и разглядывая новые и безжизненные статуи, я совсем упала духом.
Бедный мой сад. Много он пережил на своем веку. Очередное детище Петра, который опять-таки приложил свою руку к проекту Яна Роозена. Как прост был первоначальный замысел царя – от Невы шли три прямых аллеи, засаженные кустами и деревьями, пруд для рыб да цветники. А еще раньше - только однолетними цветами, поэтому и Летний.
Наводнение 1777 и 1924 годов разрушили фонтаны, грот, повредили статуи и погубили много деревья. В эпоху Анны Иоанновны по саду носились дикие кабаны и другие звери, вытаптывая газоны и круша все на своем пути, а вельможи охотились на обезумевших животных. Во время vойны в Летнем саду стояла зенитная батарея. Статуи прятали в земле сада.
Только дворец Петра I все такой же, чуть поскрипывают ступени, ведущие на второй этаж, поблескивает голландская плитка на стенах. При Петре, войти во дворец. можно было только причалив у деревянной пристани.
Моя недавняя прогулка убедила меня в очередной раз, что ко всему привыкаешь. Статуи чуть потемнели и не «бьют по глазам» своей крикливой белизной; ветви деревьев их прикрывают и смягчают жестковатые контуры. Шпалеры будто бы прижились, и голубятня к месту, и фонтаны дивно шумят.
Все-таки сложно представить, что до наводнения 1777 года в Летнем саду было семьдесят фонтанов. Екатерина II восстановила всего восемь. Зная,что Петра I был неравнодушен к маленьким помещениям, охотно верю, что весь сад был в боскетах, оранжереях и беседках.
Присела за столик с чашкой кофе и все виделся мне Петр, стремительный как вихрь, вникающий во все мелочи благоустройства сада. Вот он смеется над предложением садовника Шредера, предлагающего разложить книги, чтобы гуляющая публика проводила время с пользой. «Ты почти угадал; однако читать книги в публичном саду неловко. Моя выдумка лучше. Я думаю поместить здесь изображения Езоповых басен»… («Легенды петербургских садов и парков». Н.А. Сандаловский. Цит. по1, с77). Тогда десятки фонтанов с персонажами басен Эзопа представить проще. Петр всегда действовал не раздумывая по отношению к людям, а к природе и подавно. Выписывал сотнями деревья, кустарники и цветы из Европы и дальних уголков России. Какие-то приживались, какие-то гибли.
В Летнем саду замедляется время, возможно, его здесь просто нет. Осталось все-таки со мной чувство защищенности и дома; и деревья узнаю, и скамейки на прежних местах, и дедушка Крылов... Солнце почти в зените и кроны лип и кленов великодушно дарят тень и печаль. Старый наш первый сад, потому и печаль.
В школе кого-то из учителей рассказал легенду о богатом англичанине, который на своей яхте посетил Петербург. Англичанин с борта яхты увидел решетку Летнего сада и решил вообще не сходить на берег, потому что ничего более прекрасного увидеть он уже не сможет.
В 1771-1784 годах у Летнего сада поставили решетку по проекту Ю.М.Фельтена и его ближайшего помощника П.Е. Егорова. Решетка стала одним из символов Санкт-Петербурга - Ленинграда. В ограде 36 гранитных столбов, привезенных из Финляндии. Обрабатывали столбы каменотесы села Путилова, решетку изготовили мастера Тулы.
Эта публикация "версталась" с мыслями о человеке, которого по обстоятельствам сейчас нет в Петербурге. Надеюсь,что статья немного ее порадует. Познакомиться с ярким и блестящим автором канала "Будем добрее сегодня" просто - достаточно перейти по ссылке.
Спасибо за прочтение! Берегите себя! Ваша Светлана.