Найти тему
Наталия Уразова

Качество в закупках

Оглавление

Удивительно, но с качеством мы до сих пор не разобрались. Ни на персональном уровне, ни на уровне бизнеса.

Мэтры закупок говорят: "Нет смысла покупать роллс-ройс для работы, предназначенной для форда".

В нашей голове автоматом роллс-ройс кажется более качественным. Но если мы выбираем марку для городского такси, то какой автомобиль будет более качественным в этом случае?

Качество - это не про дорого или дешево, не про бренд или неизвестную марку, не про нравится или не нравится. Качество - это соответствие заявленным требованиям (а позднее - и обещаниям продавца). Качество - это про функциональные и эстетические характеристики, необходимые пользователю (потребителю). Нельзя просто купить мясо. Мы хотим шашлык или стейк? Будем делать котлеты или бефстроганов?

Спецификация и техническое задание

К сожалению, во многих спецификациях (или технических заданиях) можно увидеть вот это "купи мясо". Далее вступает требование купить по самой низкой цене и в результате покупается мясо, из которого необходимо сделать стейки, а оно подходит, разве что, для котлет. Спецификация - это первая головная боль каждого закупщика фактически. Другая грань спецификации - когда вместо размытого "мясо" так подробно описывают все "прожилки", прямо указывая на конкретного производителя или поставщика, что полностью ограничивают конкуренцию среди поставщиков, хотя необходимое качество есть у многих.

Сроки подачи заявки

Вторая причина для приема таблеток от головной боли - подача заявки на закупку в последний момент, то есть уже завтра надо делать стейк, заявка поступает сегодня, а время выполнения заказа (поиск поставщиков, конкурс, выбор, договор, размещение заказа, время поставки от поставщика) несколько дней. Право слово, иногда закупщиков считают магами и колдунами, которые взмахнут волшебной палочкой и вмиг достанут из шляпы кролика. И если кролик на арене не появляется в тот самый миг, то закупщика забрасывают помидорами. Своевременная (и заблаговременная) подача заявки - это тоже качество, но уже процесса. И правильно оформленная спецификация - это тоже качество. А это значит, что и у того, и у другого должны быть четко обозначенные требования. Эти требования должен определить и заявить закупщик и добиться того, чтобы они выполнялись.

Совокупная стоимость владения и качество

Еще одна грань качества - стоимость владения. Мы можем купить пиджак за 1500 рублей и надеть его один раз, а можем купить пиджак за 25 000 рублей и надеть его 50 раз. Компании редко считают стоимость "носки пиджака". ТСО (совокупная стоимость владения) тоже входит в описание качества.

Итак, у нас есть качество товара - это конкретные функциональные характеристики, которые необходимы для выполнения конкретной задачи. По этим характеристикам выбирается товар и поставщик для закупки, по этим же характеристикам оценивается качество поставляемого товара.

И у нас есть качество процесса, требования к которому тоже необходимо определить. Как составляется спецификация, когда она подается, как превращается в критерии выбора товара и поставщика, как передается поставщику, как транслируется в договор, как определяются требования к процессу поставки и проверке качества, как оценивается деятельность поставщика, как мы будем работать с поставщиком для повышения уровня качества.

Где начинается качество?

Качество стартует в момент определения потребности и документируется в виде спецификации или ТЗ. Если проанализировать большинство проблем с качеством, то треть связана с неправильной спецификацией, треть - с неправильным выбором поставщика, а последняя треть - с отсутствием какой-либо работы по повышению эффективности деятельности поставщика.

Понедельник - самое время поговорить о качестве 🙂

Согласны с таким определением качества?
Расскажите, как у вас!