Доброго дня, коллеги. Скажите, было ли у вас такое: представьте сценку, сидите вы работаете, никого не трогаете, и тут раздается рык начальника:
-/Username/, а где твой отчет за прошлую неделю
-Но Босс Боссович, у меня тут клиент, рекламация, косяк-с...
-Ничего не знаю, чтоб через полчаса сдал! Или чао премия!
И НЕНАВИСТЬ. К отчетам и самодуру-шефу, которому въелось посмотреть какие-то циферки. А к чему они, когда все понятно, вот клиент, вот бабло...
Знакомо, да? Давайте сегодня поговорим об отчетности. Может, договоримся до чего конструктивного.
Зачем оно надо
На самом деле, отчетность - альфа и омега любой системы. Они делают ее, систему то бишь, прозрачной и понятной. Возьмем тот же ненавидимый всеми менеджерами по продажам (кстати, гуру продаж, для вас вариант заработка не на одном нанимателе, а на нескольких не выходя из квартиры) отчет по текущим сделкам и рассмотрим его поподробнее.
Что требует от вас ваш РОП (руководитель отдела продаж) или КД (коммерческий директор) или еще какие наверху стоящие страшные аббревиатуры? Количество принятых в работу заявок (лидов), этапы воронки продаж: кому КП (коммерческое предложение) выставлено, у кого тендер, с кем просто познакомился, к кому на встречу поехал (откат заносить) и так далее, в зависимости от специфики конкретно вашей конторы. Естественно, сюда же суммы всех сделок, ожидаемые в ближайшие дни деньги, календарный план поступлений, опять же, и так далее, в зависимости от специфики конторы.
Честно, до фига всего. Реально. При этом текущую работу с менеджера никто не снимает и спрашивают: "а где 100500 звонков по клиентам?". Но зачем все это надо? Во-первых, для понимания работы маркетинга и оценки лидогенерации, для оценки эффективности системы продаж, планирования затрат, ведь если нет понимания, сколько сегодня-завтра поступит на счет, невозможно понять, могу ли я сегодня что-то оплатить...ту же зарплату отдела продаж...
Короче, если нормально работает - любой отчет штука очень полезная и нужная. Причем нужная не только начальству, которое решает свои дела, но и конкретному исполнителю. Ведь надо же самому понимать происходящее, увидеть собственные недоработки, дожать слабые места и спрогнозировать собственную премию.
Перегибы
Знаете, кашу маслом не испортишь - это не верная поговорка. Попробуйте в миску овсянки бахнуть килограмм, ничего хорошего из этого не выйдет.
Ровно так же дело обстоит и в бизнесе. Много не значит хорошо. И даже в отчетах, несомненном благе, могут быть перекосы. Типичные из них:
-избыток данных - посмотрите раздел выше, сколько я там навспоминал параметров. Кучу же. И не все они нужны в каждой конкретной ситуации здесь и сейчас. Нагружать исполнителя миллионом показателей, если это действительно не обосновано текущим положением вещей не то что бессмысленно, а даже и опасно. Время-то не резиновое, а работу никто не отменял.
-частая периодичность - я видел, что в одной компании отчетность проходит ежедневно. Да, может это и обосновано. Но в той конкретной ситуации это выглядело так: к 9 утра команда собиралась, с 10 садилась на телефон, в 12 обедала и с 13 часов начинала строчить отчеты, чтобы ровно в 18:00 их отправить адресату.
Иногда даже благая мысль может сломать хребет слабому и неустойчивому верблюду российского бизнеса. И работа сведется к работе ради бумажек. Это, конечно, все прекрасно, вот только зарабатывать на чем?
Решение
Давно придумали системы автоматизации, CRM-системы и прочие 1Сы. О них мы рассуждали тут и тут. Лишний раз разговаривать об этом не будем.
Суть не в этом. Суть в том, что одним надо понять, что отчеты - это не зло, а инструмент, в том числе и для себя (просто научиться ими пользоваться, вот и все), а вторым не перегибать палку, не превращать работу в деятельность ради красивой бумажки.
Ах да, демотивация...вопрос интересный. И открытый. Я лично понимаю, что штрафы - инструмент управления, если выдаются за дело и не по желанию левой пятки в плане факта и в плане суммы. Но я так же понимаю, что чтобы избежать "подарка" кто-то будет врать, як сивый мерин. Лично у меня есть "контрольные методы" - альтернативные источники информации. Но, подозреваю, я - немногочисленное исключение, которое не просто умеет в нормальную отчетность, но и сумел сделать эту систему многоуровневой и друг от друга не зависящей.
Так вот, о демотивации. Давайте в комментариях поговорим о следующем: штрафовать ли за сам факт отсутствия отчетности и за что допустимо наказывать по ее результатам.
Ну и традиционное блогерское, подписываемся на канал, ставим палец вверх, или что тут принято просить.))
Иллюстрации взяты из открытых источников