Из цикла "Вечно живая комедия"
«Софья начертана не ясно», - отметил А.С.Пушкин в письме А.А.Бестужеву. И вот уже почти двести лет идёт спор о Софье.
Мнения самые разные. П.А.Вяземский, к примеру, называет её «халдой, которая не имеет никакой женской прелести», и пишет: «Одна вопиющая безнравственность в комедии, это София Павловна».
А вот И.А.Гончаров, сначала заставивший свою героиню отозваться: «Софья Павловна гадкая, а Чацкого жаль: пострадал за то, что умнее всех!» - в своём блестящем разборе комедии скажет: «К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха».
Какая же она, Софья Павловна? Мне кажется, надо пристальнее к ней присмотреться.
Можно найти очень интересные детали. В первую очередь отметим, что это совсем юная девушка: ей семнадцать лет. Фамусов, конечно же, стремящийся найти ей подходящую партию, всё же заметит:
Да надобности сам не вижу я большой
Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня;
Ведь Софья молода (пламенный привет любителям домыслов о 13-летних героинях!).
Сам Грибоедов назовёт Софью «неглупой девушкой». Есть ли подтверждения этому в комедии?
Вспомним третий акт: съезжаются гости в дом Фамусовых. И – великолепная ремарка: «Громкие лобызания; потом усаживаются и осматривают одна другую с головы до ног». Затем диалог, точнее, перебивание друг друга:
- Какой фасон прекрасный!
- Какие складочки!
- Обшито бахромой.
- Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный.
Услышим ли мы когда-нибудь от Софьи такие речи? Нет! Единственный раз будет упоминание о прихорашивании себя – в диалоге с Чацким:
- Простите, надобно идти мне поскорей.
- Куда?
- К прихмахеру.
- Бог с ним.
- Щипцы простудит.
- Пускай себе…
- Нельзя, ждём на вечер гостей.
Так ведь и здесь, вспомним, причёска – лишь повод отослать Чацкого, так как вот-вот появится Молчалин…
Лиза упомянет: «Всё по-французски, вслух, читает, запершись». В данный момент она, конечно же, лжёт, но ведь такое поведение, видимо, типично для Софьи. «Ей сна нет от французских книг», - раздражённо заметит Фамусов.
Она крайне независима в своих мнениях: казалось бы, самая выгодная для неё партия – полковник Скалозуб (и «отец им сильно бредит»!): «И золотой мешок, и метит в генералы». Но у неё своё мнение:
Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах!
Он слова умного не выговорил с роду, —
Мне всё равно, что за него, что в воду!
Её не заботит людская молва: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит».
Вспомним самое начало комедии: Фамусов видит дочь вместе с Молчалиным. Ведь именно Софья сумеет объяснить происходящее: и сон фантастический придумает, и объяснение -«Шёл в комнату, попал в другую». И если и не убедит батюшку, то, во всяком случае, на какой-то момент успокоит.
Наконец, наверное, самое главное. «Недаром любил её и Чацкий», - укажет И.А.Гончаров. Его признание пламенно:
И всё-таки я вас без памяти люблю…
Велите ж мне в огонь — пойду как на обед.
Если бы Софья была, как писал Пушкин, «не то - - - - -, не то московская кузина», что можно было бы сказать о Чацком, полюбившем подобную пустышку? Нет, она, несомненно, умна и стоит выше «московских кузин» (по указанию Ю.М.Лотмана, это «устойчивая сатирическая маска, соединение провинциального щегольства и манерности»). Почему же тогда пленилась она Молчалиным, почему, по существу, начала травлю Чацкого, первой сказав о его сумасшествии («А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?»)? Ведь к чему приходит Софья в финале комедии? Гончаров напишет: «После него [Чацкого] она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против неё нет того безучастного смеха, с каким он расстаётся с прочими лицами… Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой “мильон терзаний”».
Ведь что будет назавтра? Только что разбушевавшийся Фамусов грозил: «В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов», - но вдруг спохватился: «Ах! Боже мой! что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Что это значит? Мне кажется, только то, что Фамусов не станет менять в доме ровно ничего: Чацкий уехал и ничего никому не скажет (вот тут я не соглашусь с Гончаровым, считающим, что «все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю», - какие слова? Вряд ли он кому-нибудь расскажет о ночной сцене), значит, надо делать вид, что ничего не случилось.
А что же Софья? Она совсем недавно требовала:
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.
Но теперь она уже не может требовать ничего! Её угроза «Иначе расскажу всю правду батюшке» не подействует, Фамусов только что застал её с Чацким («Не дамся я в обман, хоть подерётесь, не поверю»). И придётся ей и дальше постоянно видеть рядом с собой того, кого она недавно любила, а теперь презирает… Это Чацкий может «искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок», а ей не уехать (наверное, у тётки в Саратове легче было бы), хотя чувство не просто оскорбили, а растоптали, - тут действительно «мильон терзаний»!
Но почему же всё-таки так произошло? «О странностях любви» поговорим в следующий раз.
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Начало читайте здесь
Все статьи о "Горе от ума" - здесь
Навигатор по всему каналу здесь