Введение льготной ипотеки позволило покупателям столичной «первички» выбирать более просторные и дорогие лоты, чем они планировали изначально. Средний бюджет сделки по итогам июля в «старой» Москве превысил 14 млн рублей, в «новой» - 7 млн рублей.
Структуру предложения и сделок на рынке новостроек Москвы в июле 2020 года изучили аналитики Циан. Этот месяц эксперты называют первым месяцем полноценной работы рынка жилья после снятия ограничений, связанных с пандемией коронавируса. Так что, данный период можно считать показательным. Первый тренд, на который обратили внимание аналитики - рост среднего чека сделки.
Так, средний бюджет покупки квартиры в новостройке Москвы от застройщика в «старой» части города впервые «перешагнул» рубеж в 14 млн рублей, а в ТиНАО вообще поставлен рекорд - 7 млн рублей. Причем данное явление вызвано сразу несколькими фактами.
Во-первых, выросли цены. По подсчетам авторов исследования, средняя стоимость 1 кв. м строящегося жилья в Москве достигла 206,4 тыс. рублей, что на 1,1% выше, чем месяцем ранее, и на 8,1% выше, чем в июле 2019 г.
Во-вторых, свое влияние оказала льготная ипотека. Программа государственного субсидирования жилищных кредитов стартовала в апреле, а в июне были расширены лимиты заемных средств. Так, для рынков новостроек Подмосковья, Москвы, Петербурга и Ленобласти максимальный размер кредита был увеличен с 8 млн до 12 млн рублей. Это значительно выбор объектов для тех, кто планировал купить квартиру в Москве в новостройке. Как следствие, средний чек сделки заметно увеличился.
Еще один тренд – постепенное оживление рынка. За июль 2020 в Московском регионе было заключено 9,2 тыс. сделок, что на 20% меньше, чем в июле 2019 года, но на 2,5% выше, чем месяцем ранее. Таким образом, второй месяц подряд наблюдается небольшой ежемесячный прирост сделок после существенного падения в апреле-мае 2020 года. При этом, 70% сделок с «первичкой» – ипотечные.
«Положительна динамика спроса второй месяц – следствие запуска льготного кредитования на новостройки, расширения лимита кредитования до 12 млн рублей, а также – начала полноценной работы офисов продаж застройщиков, – комментирует руководитель аналитического центра Циан Алексей Попов. – Многие покупатели, особенно выбирающие дорогие объекты, не были готовы заключать сделки в режиме онлайн, в результате в июле был реализован отложенный спрос в высоких бюджетах. Изменилось и потребительское поведение целом по рынку. Согласно опросам аудитории Циан, каждый пятый потенциальный покупатель после завершения режима самоизоляции поменял требования к выбору недвижимости. Причем в первую очередь это коснулось площади и планировок. Клиенты стали искать жилье большей площади с небольшими, но изолированными комнатами, в которых можно организовать место для удаленной работы. В результате средний бюджет сделки увеличивается вместе с выбором более просторного жилья».
Что касается объема предложения, то он продолжил снижаться, вернувшись к показателям пятилетней давности. В целом по столичному регионе в июле 2020 года экспонировалось 76 тыс. квартир и апартаментов. За месяц количество лотов снизилось на 7% (с 81,8 тыс. объектов), за год – на 25% (со 100,8 тыс. объектов).
Значительнее всего сокращается предложение на рынке новостроек Московской области. По подсчетам Циан, в июле там продавалось около 30,6 тыс. квартир и апартаментов от застройщиков против 50,6 тыс. в июле 2019 г. То есть, снижение за год составило 40%. За последние 12 месяцев областной рынок пополнился всего 9 проектами, тогда как в Москве в продажу вышли 69 новостроек. В результате в Москве объем предложения за тот же период просел всего на 9,5%.