Найти в Дзене

Прибыльный мусор: проект новосибирского авиазавода по раздельному сбору отходов

Предприятия ОАК выполняют правительственное распоряжение по переработке отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, запрещенные для захоронения.
Оглавление
Сборка металлической стружки
Сборка металлической стружки

Предприятия ОАК выполняют правительственное распоряжение по переработке отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, запрещенные для захоронения. Однако на каждом предприятии к этой проблеме подходят индивидуально, в зависимости от конкретных параметров производства. Как показал проект сотрудников Новосибирского авиазавода им. В. П. Чкалова, раздельный сбор отходов может даже приносить предприятию прибыль.

Россия переходит на раздельный сбор мусора. Во многих дворах, например, устанавливают контейнеры для вторсырья и смешанных отходов. Пока основная проблема заключается в том, чтобы приучить всех к разумной сортировке отходов. До людей необходимо довести информацию, что существует мусор, который можно переработать и использовать повторно, который разлагается и не приносит вреда экологии, но есть и ядовитые отходы. Когда появится осознанность в действиях, сортировка отходов и мусора войдет в привычку. Правильная утилизация позволяет использовать безопасный мусор для вторичного сырья, из которого потом можно изготовить новую продукцию, тем самым сохранив наши природные богатства и экологию.

Это результат выполнения Федерального закона № 503-ФЗ от 31 декабря 2017 года, который установил новые правила размещения полигонов, определил требования по согласованию мест полигонов с населением, а также ввел само понятие раздельного сбора отходов. Цель этих изменений – снижение доли утильсырья, которое отправляется на захоронение или сжигание.

Тот же процесс на промышленных предприятиях, в том числе и в ОАК, регламентируется также распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года №1589-р о переработке отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, запрещенные для захоронения. «Выполнять это распоряжение обязаны все предприятия корпорации, – говорит заместитель генерального директора ОАК по производству и техническому развитию Сергей Смирнов. – Только на каждом предприятии необходим свой подход, зависящий от местных условий».

«Деньги не пахнут»

Выражение «Деньги не пахнут» (на латыни это звучит как «Pecunia non olet») в советские времена носило негативный оттенок: подразумевалось, что это выражение про беспринципных людей, готовых заработать на всем. Однако в Древнем Риме эта фраза использовалась, когда нужно было показать возможность нестандартного способа заработка, говоря по-современному – когда нужно было продемонстрировать свою предприимчивость. Появление же этого выражения связывают с римским императором Веспасианом, правившем в 69-79 годах н. э. Как пишет Светоний в книге «Жизнь двенадцати цезарей», Веспасиан ввел налог на общественные уборные, получающие доход от продажи мочи (моча, кстати, в Древнем Риме покупалась прачечными для отбеливания тканей за счет содержавшегося в ней аммиака). Тогда сын императора и будущий император Тит упрекнул отца за такой налог на продажи. На это император «взял монету из первой прибыли, поднес к его носу и спросил, воняет ли она. „Не воняет“, – ответил Тит. „А ведь это деньги с мочи“, – сказал Веспасиан».

Как оказалось, история Древнего Рима может быть полезна и в наше время. Проект организации раздельного сбора отходов на предприятии, разработанный специалистами Новосибирского авиационного завода (НАЗ) им. В. П. Чкалова (филиал компании «Сухой»), способен окупиться за 3,5 года, а в дальнейшем приносить более 28 млн рублей ежегодной прибыли. «С 2013 по 2018 годы объем отходов на заводе увеличился с 9 до 11,5 тыс. кубометров, – говорит специалист управления развития производственной системы НАЗ им. В. П. Чкалова Анастасия Рябковец. – К основным компонентам, входящим в состав твердых коммунальных отходов, на предприятии относятся бумага, пластик, дерево и несортируемые отходы. Накопление отходов происходит как на улице, так и во внутрицеховых контейнерах предприятия. Содержимое контейнеров на сегодняшний день вывозится на полигон ежедневно, что несет за собой существенные затраты, создает неблагоприятную санитарную и противопожарную обстановку».

Исходя из перечисленных проблем, были поставлены цели проекта:

· создание системы сбора отходов, при которой полезные и пригодные для повторного использования компоненты будут передаваться на переработку и в дальнейшем повторно использоваться;

· снижение затрат на размещение и транспортирование отходов на полигон;

· получение прибыли от сдачи отходов на переработку;

· сокращение рисков получения штрафа за каждый факт нарушения в области обращения с отходами;

· осознанная и ответственная вовлеченность персонала в процессы сохранения материалов и ресурсов.

Перед новосибирцами стояли задачи организовать раздельный сбор отходов из дерева, пластика и бумаги, создать участок по переработке отходов, сократить объемы отходов, вывозимых на полигон, а также уменьшить вредное воздействие на окружающую среду. За критерии оценки результатов были приняты снижение объемов отходов, вывозимых на полигон (целью было сокращение более чем на 50 %), снижение транспортных расходов, связанных с вывозом несортируемых отходов (цель – более чем на 30 %), а также получение прибыли от сдачи отходов на переработку для вторичного использования.

Традиционная и нетрадиционная схемы

До настоящего времени на НАЗ им. В. П. Чкалова действовала традиционная схема вывоза отходов с территории предприятия. На заводской площадке расположено 87 контейнеров. Протяженность маршрута сбора отходов по заводу составляла около 15 км. Расстояние от завода до полигона – 8 км. Это расстояние мусоровозы проезжают каждый день.

Затраты на вывоз отходов в последние годы постоянно росли: если в 2013 году они составили 5,5 млн руб., то в 2018 – уже 10 млн. В общую стоимость вывоза отходов входят такие составляющие, как транспортные расходы, плата за негативное воздействие на окружающую среду и стоимость талонов на размещение твердых коммунальных отходов на полигоне.

К основным рискам и проблемам текущего состояния были отнесены:

· высокие затраты на размещение и транспортирование отходов на полигон, которые составляют до 10 млн руб. в год;

· невыполнение распоряжения Правительства Российской Федерации №1589-р от 25 июля 2017 года в части переработки отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, запрещенные для захоронения;

· существующая на тот момент система накопления отходов создавала неблагоприятную санитарно-эпидемиологическую и противопожарную обстановку;

· также существовал риск получения штрафа (250 тыс. руб. за каждый факт нарушения) от надзорных органов за несоблюдение требований при обращении с отходами производства.

Три способа …

На заводе была создана рабочая группа, которая после анализа потерь разработала бизнес-проект. Рабочей группой были предложены три способа обращения с отходами. Первый – захоронение на полигоне. Для его реализации необходимо было заключение договора со сторонней организацией на размещение и вывоз отходов. При этом оставался риск получения штрафа в размере 250 тыс. руб. за каждый факт нарушения законодательства об отходах, а также риск нарушения постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года. Затраты на реализацию такого варианта составляли 10 млн руб. ежегодно.

Вторым вариантом решения был аутсорсинг. Для его реализации необходимо было заключить договор со сторонней организацией на вывоз твердых коммунальных отходов за пределы промышленной площадки. При этом возникали риски несвоевременного вывоза отходов, длительного оформления документов на вывоз, а также не заключения договоров с контрагентами по торговым процедурам. Затраты на реализацию такого варианта составили бы 6,5 млн руб. в год.

Третий вариант – раздельный сбор и вторичная переработка отходов на самом заводе. Для его реализации необходимо приобрести контейнеры для разных групп отходов, приобрести или самим изготовить оборудование для измельчения бумаги, пластика и дерева, а также обустроить комплекс по переработке отходов. При этом сохраняется риск некачественного первичного раздельного сбора отходов в первые годы эксплуатации. Разовые затраты на реализацию данного варианта составят 57,1 млн руб., но при этом возможен экономический эффект в 27,4 млн ежегодно.

… и три этапа

Проанализировав все три варианта, было принято решение, что третий является наиболее оптимальным. Проект предлагалось реализовать, разбив на три основных этапа. На первом, подготовительном этапе была осуществлена подготовка технического задания на разработку проекта участка сбора и переработки промышленных отходов, выполнен сам проект по размещению участка сбора и переработки отходов, составлена ведомость объемов работ, а также выполнен локально-сметный расчет по проекту. На этом же этапе было запрошено коммерческое предложение от контрагентов по проектированию, изготовлению и монтажу оборудования, подготовлено технико-экономическое обоснование, определены источники финансирования, затраты по проекту были включены в план закупок для приобретения оборудования и выполнения строительно-монтажных работ. В завершении подготовительного этапа предстояло заключить договор с контрагентом на проектирование, изготовление и монтаж оборудования.

На втором этапе – этапе реализации – были проведены строительно-монтажные работы и выполнен монтаж оборудования. Третий, заключительный этап – это организационные мероприятия на территории предприятия. Особенность третьего этапа заключалась в том, что при его реализации необходимо объяснить каждому отдельно взятому сотруднику основы раздельного сбора отходов, влияния его на экологию и последствия бездумного размещения отходов на полигоне.

Как это все работает?

«Рассмотрим первичный раздельный сбор отходов на примере производственной площадки цеха №1 новосибирского завода, – рассказывает Анастасия Рябковец. – Решено было использовать четыре типа контейнеров для отходов: синие – для бумаги, желтые – для пластика, красные – для несортируемых отходов, и зеленые – для дерева. Сортируемые отходы из офисных помещений – бумага, пластик – транспортируются на улицу раз в месяц или по мере накопления. Сортируемые и несортируемые отходы с производственной площадки транспортируются на улицу раз в день или по мере накопления. Сортируемые отходы из уличных контейнеров вывозятся мусоровозом согласно графику. Каждый вид отходов вывозится отдельно: например, в понедельник – дерево, в среду – пластик, в четверг – бумага. Все сортируемые отходы в дальнейшем направляются на участок переработки отходов. Несортируемые отходы вывозятся мусоровозом во вторник и пятницу».

Участок переработки отходов, по словам Анастасии, будет состоять из линии по переработке бумажных и пластиковых отходов и линии по переработке деревянных отходов. В понедельник деревянные отходы будут направляться в бункер, откуда по транспортеру подаваться в молотковую мельницу, где их измельчают. Оттуда они направляются на брикетирование, упаковываются в полиэтиленовые пакеты и затем складируются на уличной площадке.

В среду в свой бункер поступают пластиковые отходы, откуда по транспортировочной ленте идут на участок контроля и пересортицы. Там отходы разделяются на пластик высокого и низкого давления, поскольку у них различная рыночная стоимость. После сортированный пластик поступает на брикетирование.

В четверг бумага также поступает в бункер, по транспортерной ленте направляется в шредер, где измельчается, и также идет в пресс для брикетирования. Полученные брикеты потом передаются контрагентам.

Миллионы из отходов

Стоимость отходов при сдаче на вторичную переработку составляет до 20 руб./кг для полиэтилена низкого давления, до 15 руб./кг для полиэтилена высокого давления, до 6 руб./кг для бумажных и до 18 руб./кг для деревянных отходов.

На основании статистических данных на новосибирском заводе в 2018 году было образовано 233 т бумажных отходов (при стоимости 6 руб./кг за них можно было бы выручить 1,3 млн руб.), 191 т пластиковых отходов (при средней цене 17 руб./кг это 3,2 млн руб.) и 916 т древесных отходов (при цене 20 руб./кг их можно было бы продать за 18,4 млн руб.). Итого только за 2018 год завод мог бы выручить от реализации своих отходов 22,9 млн руб.

По расчетам, годовой экономический эффект от реализации проекта по раздельному сбору отходов на площадке НАЗ им. В. П. Чкалова составит 28,6 млн руб. Затраты же на реализацию проекта составляют 57,1 млн руб. «Тем самым срок окупаемости проекта составит 3,5 года!» – резюмирует Анастасия Рябковец. По ее мнению, результатами проекта станут воплощение одного из 12 национальных проектов президента РФ в части реализации программы «Экология» по эффективному обращению с отходами производства, соблюдение требований законодательства РФ в области обращения с отходами при осуществлении деятельности, а также отсутствие штрафов за нарушения закона в области обращения с отходами. В местах накопления отходов улучшится санитарно-эпидемиологическая и противопожарная обстановка. Кроме того, будет обеспечен непрерывный постоянный раздельный сбор отходов на местах, на полигон попадет не более 50 % от общего количества твердых коммунальных отходов, соответственно произойдет снижение затрат, связанных с вывозом отходов на полигон. При том будет получена дополнительная прибыль от реализации переработанных отходов.

-4

Экономический эффект в 28,6 млн руб. от реализации проекта по раздельному сбору отходов на площадке НАЗ им. В. П. Чкалова складывается из следующих показателей:

1. получение прибыли от передачи на переработку отходов – 22,9 млн руб.;

2. исключение платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере – 1,8 млн руб.;

3. исключение расходов управления автотранспортом на транспортирование отходов на полигон – 3,4 млн руб.;

4. исключение оплаты за талоны на размещение твердых коммунальных отходов на полигоне – 0,2 млн руб.;

5. исключение штрафов со стороны контролирующих органов – 0,3 млн руб.

Затраты на реализацию проекта составляют 57,1 млн руб. и включают:

· проектирование, изготовление и монтаж оборудования – 12,0 млн руб.;

· проведение строительно-монтажных работ – 14,4 млн руб.;

· выполнение электро-монтажных работ – 11,1 млн руб.;

· выполнение монтажа оборудования на участке переработки – 11,9 млн руб.;

· приобретение контейнеров и штабелера – 7,7 млн руб.