Это сладкое слово – свобода! СССР, 1973. Режиссер Витаутас Жалакявичюс. Сценаристы Валентин Ежов, Витаутас Жалакявичюс. Актеры: Регимантас Адомайтис, Ирина Мирошниченко, Ион Унгуряну, Бронюс Бабкаускас, Юозас Будрайтис, Михаил Волонтир, Родион Нахапетов, Джемма Фирсова и др. 15 миллионов зрителей за первый год демонстрации.
У этого фильма Витаутаса Жалакявичюса (1930-1996) была поистине счастливая судьба: восторги прессы, Золотой приз Московского кинофестиваля 1973 года, зрительский интерес…
К примеру, кинокритик Андрей Зоркий (1935-2006) писал в журнале «Искусство кино», что «фильм Витаутаса Жалакявичюса «Это сладкое слово — свобода!» рискует остаться неувиденным, если воспринять лишь верхний (достаточно эффектный и кинематографически выразительный) слой событий. Фильм рискует оказаться неоцененным, если, как будто бы и стремясь продвинуться в глубь содержания, пойти в сторону — к примерам знакомым, к аналогиям известным и, не найдя их, посетовать на слабость картины «в сравнении». Пожалуй, все сойдутся на том, что бесспорны такие качества ленты, как доподлинность среды, атмосферы, антуража, ощущение документальности, хроникальности событий. Да, это ожившая в кинокадрах страна, с ее шумными людными улицами, лентами дорог, пальмами, лавками, виллами и тюрьмами, с желтыми полосатыми цепями гор, в которых удобно тайком расстреливать людей. Да, это политический фильм, показывающий страну в тисках насилия, террора. Как конвульсии огромного, охваченного страданием организма, возникают на экране кадры: демонстрации, расстрелы, избиения, пытки. Все это — точно почувствованная стилистика политического фильма, фильма-хроники. Но исчерпывается ли этими качествами — прямым политическим репортажем, стремлением точно зафиксировать события на экране — все содержание фильма? ... верхний слой фильма, поток хроникальности, показ событий «один к одному» — все это лишь широкий разворот повествования, его экспозиция, решенная не «по правилам», не «спереди», а в даль, в пространство, в перспективу фильма. … Фильм «Это сладкое слово — свобода!» показывает нам не результат, а самый революционный процесс, его диалектику. Да, это политический фильм. А глубина политического фильма определяется не простым взлетом в злободневные сферы, а подлинным погружением художника в интересы народа и каждого человека, участвующего в борьбе за свободу (Зоркий, 1973: 51, 66-67). Зоркий А. Пути свободы // Искусство кино. 1973. № 7. С. 51-67.
Уже в XXI веке кинокритик Ирина Шилова (1937-2011) писала о том, что в фильме «Это сладкое слово – свобода!» «режиссер анализирует и обстоятельства и людей, в них включенных, с небывалой пристальностью исследуя типичные и индивидуальные реакции, комплексы, смены состояний. Но всё это представлено как бы крупным планом как апофеоз экстатического самовыражения героев. Одно событие – попытка спасти из тюрьмы вождей революционного движения – становится центром драматического повествования. Романтическая интонация вырастает на почве скрупулезно воссозданных событий… Если во французском кино («Приговоренный к смерти бежал» Р. Брессона, 1956, или «Дыра» Ж. Беккера) проблема свободы исследовалась как религиозная или социальная категория, то Жалакявичюса интересует прежде всего человеческий, личностный её аспект. При этом особая вздыбленность режиссером воссозданного материала позволяла каждому действующему лицу проявить себя до предела, довести до пограничной черты. Публицистичность в сочетании с романтичностью позволяла выйти на метафорический уровень, заставить каждого воспринимающего оказаться перед важнейшей проблемой не просто жизни и смерти, но имморального права на выбор, ответственность за который ложится уже не на политический режим, но на каждого человека в отдельности» (Шилова, 2010: 179). Шилова И. Жалакявичюс Витаутас Прано // Кино России. Режиссерская энциклопедия. М.: НИИК, 2010. С. 178-180.
Увы, со следующим фильмом Витаутаса Жалакявичюса – «Момент истины» («В августе сорок четвертого», 1975) всё вышло совсем иначе: он был просто уничтожен.
Я подробно написал об этом в своей статье о фильме «Момент истины» («В августе сорок четвертого») здесь (396 тыс. чтений): https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/v-avguste-44go--moment-istiny-sssr-1975-film-kotoryi-uje-nikogda-ne-uvidiat-zriteli-5e5e808671afd456ce86bd5d?fbclid=IwAR3Kzuao57hCcuPbEqakatBmV5GkrRHnsF41vCN0mCPGDOo2PA46q3rpo3E
А здесь можно прочесть эксклюзивное интервью с исполнителем главной роли в этом фильме В. Жалакявичюса – Александром Ивановым (46 тыс. чтений): https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/aleksandr-ivanov-kak-ia-igral-glavnuiu-rol-v-unichtojennom-filme-moment-istiny-v-avguste-sorok-chetvertogo-5e836e65b6ea591e73e4e168?fbclid=IwAR2iuAoebEbrQR8rMTgzt0UO2noZgT5zrVrpa9FyOi6PfAU4nReh2WeYj48
Александр Федоров, 2020