Фамилия у него была Хмуро. И она оправдывалась, когда он молчал. Но заговорит - и совсем другой человек перед тобой. Веселый, компанейский, с чувством юмора.
Кем он только не работал! Сантехником, землекопом, слесарем, хлебопеком. И каждый год поступал в институт. Институт иностранных языков. И каждый год не получалось. Не проходил по конкурсу. Уже счастливчики, поступавшие с ним, получали дипломы. А он вновь и вновь подавал документы в приемную комиссию. И поступил! Поступил, когда ему было 27. Я только вернулся из армии и познакомился с ним, когда он был уже на втором курсе. Мы жили в общежитии в одной комнате. Ему дали прозвище Генерал.
Крупная голова с роговыми очками крепко сидела на короткой шее. Низенький ростик, но широкие плечи и накачанные бицепсы. И зычный голос.
За армию многое забылось и приходилось засиживаться допоздна, чтобы наверстать забытое. Он тоже засиживался, потому что знал, раз поступил, теперь нужно учиться. Так просто знания не даются. Чтобы спящим не мешал свет, к люстре привязывали веточки с длинными колючками акаций и обматывали полотенцем. Он шепотом объяснял мне правила. Приводил примеры. Интересно было видеть его в аудитории: вчерашние ученицы, семнадцатилетние вертихвостки, только окончившие школу, и он, уже поживший, прошедший хорошую школу жизни.
Он видел, как не ладится у меня учеба. И встречая в шумных коридорах, огорченного очередной неудачей, спрашивал: «Что, Ник, опять двойка? А ты не унывай. Существует закон диалектики – количество превращается в качество».
А когда настали каникулы, сказал: «Бери с собой чемодан книг. И каждую книгу читай по три раза. Первый –понять смысл. Второй – понять грамматические конструкции . Третий – выучить слова»….
Может, благодаря ему, я одолел трудности, получил диплом и мне посчастливилось поработать в Египте.
Я вернулся из Египта и зашел к нему. К этому времени он женился. Пора. В коечках посапывали два мальчика.
Он работал переводчиком на азотно-туковом комбинате в Невинномысске.
«Знаешь, есть еще один такой комбинат в Северодонецке, Луганской области, - сказал он,- поезжай, не пожалеешь».
В Северодонецк я не доехал. Осел в Луганске, в проектно-конструкторском институте.
Для меня он на всю жизнь остался генералом. А я, судя по записи в военном билете, дальше лейтенанта не пошел.