Друзья, хочу познакомить вас с перечнем изделий из фарфора и фаянса, рекомендованных к тиражированию в 1986 году Художественно-техническим советом Минлегпрома СССР. Отраслевой журнал «Стекло и керамика» опубликовал краткий обзор, позволяющий судить о тенденциях и планах керамического производства. Однако, немногочисленные иллюстрации, да ещё и отвратительного качества, малоинформативны. Этой заметкой я хочу показать вам цветные фотографии упомянутых произведений, хотя и не всех.
Позже буду дополнять публикацию.
Верховская Н.И. Новые образцы декоративных изделий из фарфора и фаянса // Стекло и керамика, 1986. – № 7. – С. 6–7. (Качеству – постоянное внимание. ВИАлегпром).
Художественно-технический совет Минлегпрома СССР, состоявшийся в г. Кировабаде, подвёл итог пятилетней работы предприятий фарфоро-фаянсовой промышленности в области создания декоративных и сувенирно-подарочных изделий. По представленным 400 образцам из фарфора, фаянса и майолики, разработанным 34 ведущими заводами отрасли, можно было судить о современном состоянии ассортимента этих изделий и определить направление его развития. В производство будут внедрены 350 образцов. В интерьере квартир и кабинетов появятся фарфоровые наборы для туалетных и журнальных столиков, письменные и кабинетные приборы, новая скульптура, декоративные рельефные блюда, вазы и разнообразные сувениры.
Наиболее цельной и значительной в художественном отношении была коллекция Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова. Наряду с произведениями зрелых мастеров были показаны интересные работы молодых ломоносовцев. Оригинальность формы и декора отличают набор Е. Маевой «Яблоко». Художница использует смелые, простые и лаконичные средства – ясные линии силуэта, упругую наполненность объёмов, напоминающих спелый плод, яркие и чистые цвета, подчёркивающие ослепительную белизну фарфора.
Широкий диапазон творческих возможностей продемонстрировала в серии ваз и настенных тарелок О. Матвеева. Она одинаково виртуозно владеет мощным живописным мазком, драматически напряженным колоритом и мягкой акварельно-прозрачной росписью в технике подглазурного рисунка. О. Матвеевой свойственно не только восхищение естественной красотой природы и плодородием земли, выраженное художницей в сочной фактуре натюрмортов, но и тонкий лиризм, поэтическое восприятие мира, раскрывшиеся в её городских пейзажах.
Особый интерес для жюри и участников совета представляла коллекция изделий Кировабадского фарфорового завода, показ которой превратился в своеобразный творческий отчёт молодого коллектива художественной лаборатории, существующей всего полтора десятилетия.
За это время главным художником завода Г. Багировым в содружестве с художниками Н. Нагиевым, Г. Ибишевым, А. Нуриевой, Р. Гусейновым, Т. Гасановым и С. Мамедовым был создан тип национальной посуды и декоративных изделий, значительно отличающихся по форме и декору от существующего в Средней Азии и Закавказье «восточного» ассортимента. Стройные сосуды для восточных напитков – шербета и гюлаба, чайники и кувшины оригинальной формы, выполненные в традиционной манере, украшены затейливой вязью ювелирно прорисованного орнамента.
Национальное своеобразие азербайджанского фарфора проявилось в рисунках, сочетающих изобразительные мотивы восточной миниатюры и традиционный орнамент азербайджанских тканей, ковров и ювелирных изделий. Применение кобальта, люстровых и эмалевых красок, золота и рельефной мастики создаёт в этих изделиях эффект неповторимой рукотворности. Организованные на этом предприятии участки изготовления высокохудожественных изделий позволяют осуществлять выпуск таких изделий значительным тиражом.
Разными путями идут художники к созданию нового типа декоративного изделия. Для одних – это новаторский поиск, творческий эксперимент, для других – возрождение забытых традиций.
Изобретательность и фантазия – отличительные черты работ украинских художников. Большую серию новинок разработали на Коростенском заводе В. и Н. Трегубовы, К. Олейник и А. Шевченко. Поиск пластической выразительности силуэта и новизна конструктивного решения подарочного комплекта «Расписной» характерны для работ художников Дмитровского завода Б. Калиты и В. Лебедевой.
А для конаковцев Е. Белякова и В. Сергеева плодотворным импульсом стало обращение к историческому опыту Тверской фабрики М. С. Кузнецова и Киево-Межигорского завода, выпускавших фаянс со сплошным рельефом.
Тонко моделированный орнаментальный и растительный рельеф обогатил пластику декоративных блюд-сухарниц, наборов для фруктов и компота, придал им особую декоративность.
Такого же эффекта достигает О. Гагнидзе в настенных блюдах «Фрукты» и «Арбуз».
Однако среди декоративных изделий ассортимент ваз был недостаточно разнообразен. Большие возможности, скрытые в этой области формотворчества, не в полной мере используются современными художниками-фарфористами, предпочитающими заниматься художественным оформлением уже существующих ваз.
К удачным творческим опытам можно отнести комплект ваз «Этюд волн» рижской художницы 3. Улсте и вазу «Воспоминание» ленинградского художника А. Ларионова.
Жанр мелкой пластики был представлен многочисленными и разнообразными образцами. В развитии фарфоровой скульптуры наметились новые тенденции. Изменилась структура её художественного и образного языка. На первый план выдвинулись художественные задачи камерной скульптуры, которая отошла от распространенной ранее примитивной сюжетности и описательно-бытовой трактовки образа. Теперь основное внимание художников привлекают внутренний мир человека, поэтические образы.
К лучшим образцам мелкой, пластики можно отнести новое произведение Э. Еропкиной «Ветер». Динамичное построение, необычная роспись, неоднозначное образное решение, слившее воедино образ великого города и человеческой судьбы, отличают скульптуру Э. Еропкиной.
По-лубочному проста и незатейлива скульптура О. Колокольцевой из серии «Керамисты». Мягкие и плавные объёмы фигурок передают ощущение духовного родства персонажей и объединившей их атмосферы творчества.
Фольклор, острый народный юмор – тема произведений художников России, Украины и Грузии. Праздничное настроение весёлого народного гулянья создаёт Г. Чечулина в скульптурной серии, посвященной русским скоморохам.
В серии «Бурлески» В. Щербины удачно сочетаются лиричность и гротеск, что типично для украинского песенного фольклора. Искрящимся и мудрым грузинским юмором проникнуты скульптуры Г. Мандарии «Луарсаб и Дареджан» и «Тамада».
В группе сувениров выделялись оригинальные наборы кружек с забавными сюжетами из белорусских народных пословиц и поговорок и шуточных песен, разработанные художниками Добрушского завода. Темы для создания национальных сувениров они черпают в истории своего народа и в современном народном творчестве. Так появился оригинальный «Белорусский сувенир» М. Гатальского – набор кружек с гербами древних городов Белоруссии.
Постоянный интерес к истории Новгородской земли, её замечательным памятникам архитектуры характерен и для творчества художников фарфорового завода «Пролетарий». В коллекции сувениров, показанной заводом, настольные и настенные плакаты, брелоки, наборы чайников и подарочные чашки с видами Новгорода. Эти изделия, выполненные в технике шёлкотрафаретной печати и деколи, доступны для массового производства.
Изделия, представленные совету, продемонстрировали уровень развития фарфоро-фаянсовой промышленности, успехи, достигнутые в области создания и выпуска декоративных и подарочно-сувенирных изделий. Вместе с тем совет отметил не решенные отраслью проблемы повышения технического качества этих изделий и увеличения их выпуска, обратил внимание участников совета на необходимость подготовки производства к активному освоению неординарных художественных изделий, к внедрению комплексного принципа проектирования целостных ансамблей декоративных и утилитарных изделий, объединенных единым стилевым решением. Совет наметил перспективы дальнейшего развития и совершенствования ассортимента декоративных и сувенирно-подарочных изделий.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив