Найти тему
Вижу красоту

Одобрено Худсоветом: фарфор и фаянс 1986 года

Друзья, хочу познакомить вас с перечнем изделий из фарфора и фаянса, рекомендованных к тиражированию в 1986 году Художественно-техническим советом Минлегпрома СССР. Отраслевой журнал «Стекло и керамика» опубликовал краткий обзор, позволяющий судить о тенденциях и планах керамического производства. Однако, немногочисленные иллюстрации, да ещё и отвратительного качества, малоинформативны. Этой заметкой я хочу показать вам цветные фотографии упомянутых произведений, хотя и не всех.

Позже буду дополнять публикацию.

Верховская Н.И. Новые образцы декоративных изделий из фарфора и фаянса // Стекло и керамика, 1986. – № 7. – С. 6–7. (Качеству – постоянное внимание. ВИАлегпром).

Художественно-технический совет Минлегпрома СССР, состоявшийся в г. Кировабаде, подвёл итог пятилетней работы предприятий фарфоро-фаянсовой промышленности в области создания декоративных и сувенирно-подарочных изделий. По представленным 400 образцам из фарфора, фаянса и майолики, разработанным 34 ведущими заводами отрасли, можно было судить о современном состоянии ассортимента этих изделий и определить направление его развития. В производство будут внедрены 350 образцов. В интерьере квартир и кабинетов появятся фарфоровые наборы для туалетных и журнальных столиков, письменные и кабинетные приборы, новая скульптура, декоративные рельефные блюда, вазы и разнообразные сувениры.

Наиболее цельной и значительной в художественном отношении была коллекция Ленинградского фарфорового завода им. М. В. Ломоносова. Наряду с произведениями зрелых мастеров были показаны интересные работы молодых ломоносовцев. Оригинальность формы и декора отличают набор Е. Маевой «Яблоко». Художница использует смелые, простые и лаконичные средства – ясные линии силуэта, упругую наполненность объёмов, напоминающих спелый плод, яркие и чистые цвета, подчёркивающие ослепительную белизну фарфора.

Ольга Матвеева. Тарелка «Плоды». 1983. ЛФЗ, Диаметр 23,7 см. Государственный Эрмитаж / Инв. № Мз-С-11146. Источник: collections.hermitage.ru
Ольга Матвеева. Тарелка «Плоды». 1983. ЛФЗ, Диаметр 23,7 см. Государственный Эрмитаж / Инв. № Мз-С-11146. Источник: collections.hermitage.ru

Широкий диапазон творческих возможностей продемонстрировала в серии ваз и настенных тарелок О. Матвеева. Она одинаково виртуозно владеет мощным живописным мазком, драматически напряженным колоритом и мягкой акварельно-прозрачной росписью в технике подглазурного рисунка. О. Матвеевой свойственно не только восхищение естественной красотой природы и плодородием земли, выраженное художницей в сочной фактуре натюрмортов, но и тонкий лиризм, поэтическое восприятие мира, раскрывшиеся в её городских пейзажах.

Особый интерес для жюри и участников совета представляла коллекция изделий Кировабадского фарфорового завода, показ которой превратился в своеобразный творческий отчёт молодого коллектива художественной лаборатории, существующей всего полтора десятилетия.

Багиров Галиб. Гасанов Т. Набор для целебных напитков «Восточные ритмы». Кировабад
Багиров Галиб. Гасанов Т. Набор для целебных напитков «Восточные ритмы». Кировабад

За это время главным художником завода Г. Багировым в содружестве с художниками Н. Нагиевым, Г. Ибишевым, А. Нуриевой, Р. Гусейновым, Т. Гасановым и С. Мамедовым был создан тип национальной посуды и декоративных изделий, значительно отличающихся по форме и декору от существующего в Средней Азии и Закавказье «восточного» ассортимента. Стройные сосуды для восточных напитков – шербета и гюлаба, чайники и кувшины оригинальной формы, выполненные в традиционной манере, украшены затейливой вязью ювелирно прорисованного орнамента.

Национальное своеобразие азербайджанского фарфора проявилось в рисунках, сочетающих изобразительные мотивы восточной миниатюры и традиционный орнамент азербайджанских тканей, ковров и ювелирных изделий. Применение кобальта, люстровых и эмалевых красок, золота и рельефной мастики создаёт в этих изделиях эффект неповторимой рукотворности. Организованные на этом предприятии участки изготовления высокохудожественных изделий позволяют осуществлять выпуск таких изделий значительным тиражом.

Агамалова Л. Набор для сока «Ширин». Баку
Агамалова Л. Набор для сока «Ширин». Баку

Разными путями идут художники к созданию нового типа декоративного изделия. Для одних – это новаторский поиск, творческий эксперимент, для других – возрождение забытых традиций.

Изобретательность и фантазия – отличительные черты работ украинских художников. Большую серию новинок разработали на Коростенском заводе В. и Н. Трегубовы, К. Олейник и А. Шевченко. Поиск пластической выразительности силуэта и новизна конструктивного решения подарочного комплекта «Расписной» характерны для работ художников Дмитровского завода Б. Калиты и В. Лебедевой.

А для конаковцев Е. Белякова и В. Сергеева плодотворным импульсом стало обращение к историческому опыту Тверской фабрики М. С. Кузнецова и Киево-Межигорского завода, выпускавших фаянс со сплошным рельефом.

Тонко моделированный орнаментальный и растительный рельеф обогатил пластику декоративных блюд-сухарниц, наборов для фруктов и компота, придал им особую декоративность.

Отари Гагнидзе. Декоративное блюдо «Фрукты». 1985. Конаково. Диаметр 34,5 см. Тверская областная картинная галерея / ТОКГ КП-19591. Госкаталог: 9776433. Источник: goskatalog.ru
Отари Гагнидзе. Декоративное блюдо «Фрукты». 1985. Конаково. Диаметр 34,5 см. Тверская областная картинная галерея / ТОКГ КП-19591. Госкаталог: 9776433. Источник: goskatalog.ru

Такого же эффекта достигает О. Гагнидзе в настенных блюдах «Фрукты» и «Арбуз».

Однако среди декоративных изделий ассортимент ваз был недостаточно разнообразен. Большие возможности, скрытые в этой области формотворчества, не в полной мере используются современными художниками-фарфористами, предпочитающими заниматься художественным оформлением уже существующих ваз.

К удачным творческим опытам можно отнести комплект ваз «Этюд волн» рижской художницы 3. Улсте и вазу «Воспоминание» ленинградского художника А. Ларионова.

Жанр мелкой пластики был представлен многочисленными и разнообразными образцами. В развитии фарфоровой скульптуры наметились новые тенденции. Изменилась структура её художественного и образного языка. На первый план выдвинулись художественные задачи камерной скульптуры, которая отошла от распространенной ранее примитивной сюжетности и описательно-бытовой трактовки образа. Теперь основное внимание художников привлекают внутренний мир человека, поэтические образы.

Эльвира Еропкина. Скульптура «Ветер». 1985. ЛФЗ. Высота 18,5 см. Государственный Эрмитаж / Инв. № Мз-С-11924. Источник: hermitagemuseum.org
Эльвира Еропкина. Скульптура «Ветер». 1985. ЛФЗ. Высота 18,5 см. Государственный Эрмитаж / Инв. № Мз-С-11924. Источник: hermitagemuseum.org

К лучшим образцам мелкой, пластики можно отнести новое произведение Э. Еропкиной «Ветер». Динамичное построение, необычная роспись, неоднозначное образное решение, слившее воедино образ великого города и человеческой судьбы, отличают скульптуру Э. Еропкиной.

По-лубочному проста и незатейлива скульптура О. Колокольцевой из серии «Керамисты». Мягкие и плавные объёмы фигурок передают ощущение духовного родства персонажей и объединившей их атмосферы творчества.

Фольклор, острый народный юмор – тема произведений художников России, Украины и Грузии. Праздничное настроение весёлого народного гулянья создаёт Г. Чечулина в скульптурной серии, посвященной русским скоморохам.

Владислав Щербина Скульптура «Девка пляшет» («А мой милый умер…»). Из серии «Бурлески». 2010-е. Авторский экземпляр. Высота 19,7 см. Аукцион «Среди коллекционеров». Источник: bidspirit.com
Владислав Щербина Скульптура «Девка пляшет» («А мой милый умер…»). Из серии «Бурлески». 2010-е. Авторский экземпляр. Высота 19,7 см. Аукцион «Среди коллекционеров». Источник: bidspirit.com

В серии «Бурлески» В. Щербины удачно сочетаются лиричность и гротеск, что типично для украинского песенного фольклора. Искрящимся и мудрым грузинским юмором проникнуты скульптуры Г. Мандарии «Луарсаб и Дареджан» и «Тамада».

Рева М. Никулин Ю. Набор штофов. Полтава
Рева М. Никулин Ю. Набор штофов. Полтава

В группе сувениров выделялись оригинальные наборы кружек с забавными сюжетами из белорусских народных пословиц и поговорок и шуточных песен, разработанные художниками Добрушского завода. Темы для создания национальных сувениров они черпают в истории своего народа и в современном народном творчестве. Так появился оригинальный «Белорусский сувенир» М. Гатальского – набор кружек с гербами древних городов Белоруссии.

Постоянный интерес к истории Новгородской земли, её замечательным памятникам архитектуры характерен и для творчества художников фарфорового завода «Пролетарий». В коллекции сувениров, показанной заводом, настольные и настенные плакаты, брелоки, наборы чайников и подарочные чашки с видами Новгорода. Эти изделия, выполненные в технике шёлкотрафаретной печати и деколи, доступны для массового производства.

Алексей Гузанов. Алексей Карпов. Набор для кофе «Золотистый». 1986. Дулёво.
Алексей Гузанов. Алексей Карпов. Набор для кофе «Золотистый». 1986. Дулёво.

Изделия, представленные совету, продемонстрировали уровень развития фарфоро-фаянсовой промышленности, успехи, достигнутые в области создания и выпуска декоративных и подарочно-сувенирных изделий. Вместе с тем совет отметил не решенные отраслью проблемы повышения технического качества этих изделий и увеличения их выпуска, обратил внимание участников совета на необходимость подготовки производства к активному освоению неординарных художественных изделий, к внедрению комплексного принципа проектирования целостных ансамблей декоративных и утилитарных изделий, объединенных единым стилевым решением. Совет наметил перспективы дальнейшего развития и совершенствования ассортимента декоративных и сувенирно-подарочных изделий.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив