Найти тему
Наталья Баева

Кондуит и Швамбрания

Пожалуй, единственная у Кассиля книга "на вырост", то есть такая, в которой детям интересно одно, а взрослым - другое. Жаль только, что очень немногие взрослые берутся перечитывать "детскую" книжку.

Авария на фабрике - с человеческими жертвами, Первая мировая - с гибелью знакомых, с эшелонами раненых и "благотворительностью" богатеньких обывателей.

-2

Отец - врач, который возвращается с передовой весь во вшах. Толпы беженцев. Революция. Разруха...

ЭТО - точно для детей?!

Но в том - то и секрет гениального (без преувеличения!) писателя, что ребёнок в его книге увидит совсем не это. А то, что созвучно его собственному житейскому опыту - семью, игры, фантазии, школу...

-3

Передавая "Швамбранию" из рук в руки, зачитывая до дыр, перебрасываясь цитатами, мы были уверенны, что это - самая смешная книжка в мире! Чего стоят одни только высказывания четырёхлетнего грамотея Оськи:
- Патриарх Гематоген, ваше неправдоподобие!
- А наша кошка - тоже еврей?
- Разбойники - это вандалы? Вот почему на них набуты кандалы...

А разговор со священником?

- Тебя вот тоже бог сотворил.

- Неправда, маня - мама!

- А самую первую маму кто?

- Сама получилась. Из обезьянки.

(Надеюсь, Оська не оскорбил чувств верующих?)

-4

Уже смешно? Да это ещё даже не начало! Всё началось с того, что пропала шахматная королева. И двое наказанных, Лёля и Ося, нашли, чем утешиться - они придумали себе "ИГРУ - НА - ВСЮ - ЖИЗНЬ"! Собственную страну. Швамбранию. Нарисовали её карту, сочинили её географию и историю, врагов и друзей, продумали законы, будни и праздники...

Карту Швамбрании прилагаю - обратите внимание на географические названия:

-5

Да-да, на карте "Пришпандория" и "Шелапутия", "Нахлобучи" и "Кудыкины горы", "Гориясное море", "Мыс Кегля" и многое - многое другое. Столь же весёлые имена и у обитателей Швамбрании, честных, благородных, справедливых. На всю страну - один подлец Уродонал... А наряду с авторскими персонажами там, на острове Лукоморье, живут "вне времени и сюжетов" Принц и Нищий, Макс и Мориц, Бобус и Бубус, Том и Гек, Оливер Твист, дети капитана Гранта, лорд Фаунтлерой, Нат Пинкертон и Шерлок Холмс, Робинзон и дон Кихот... (заодно читатель узнает и о круге чтения приличных мальчиков из интеллигентной семьи).

Может ли жизнь оказаться интереснее ТАКОЙ игры? Оказывается, может. Если - революция. Сначала - Февральская. "Романов Николай, вон из класса!"

-6

А затем - и Октябрьская. Глазами гимназистов, у которых ещё нет никакого особого прошлого, а значит, и нет повода страдать о "гибели России", такой, какой они её видели. А новости из столицы - в основном по телефону. Ленин ранен...

-7

Лёля и Ося вообще уверенны, что на смену несправедливому миру должна прийти их прекрасная собственная сказка. Швамбрания осуществится наяву!

Если знаешь, для чего живёшь - можно выдержать почти любое "как". И не только юные герои, но и их родители не жалуются на непроходимые трудности быта (о которых автор пишет вполне натуралистично). Видят за ними - бытие. Историю, которая пишется на их глазах.

А ещё - школа. Новая, вместе с девочками. Уроки, учителя, школьные проделки, друзья и недруги... И СВОБОДА! Хочешь - учись, не хочешь - никто не имеет права заставлять, а обязаны заинтересовать: демократия же! Юмор брызжет через край.

Может, именно эти страницы и западают в память в детстве - и навсегда?
И именно поэтому книга воспоминаний Кассиля о собственном детстве проходит по разряду подростково - юмористических?