Найти тему
Большие идеи

Как рассказывать выдающиеся истории

Мы постоянно рассказываем истории — чтобы убедить кого-то поддержать наш проект, объяснить подчиненному, как он может улучшить работу, вдохновить команду, перед которой стоят сложные задачи. Это важный навык, но что из себя представляет убедительная история в деловом контексте? И как научиться рассказывать такие истории?

Каков посыл вашего рассказа?

Прежде чем рассказывать историю, спросите себя: «Кто моя аудитория и какую мысль я хочу донести?» Любое решение по поводу вашего рассказа должно исходить из ответов на эти вопросы. Например, если ваша команда не приемлет неудач, напомните ей, что неудача — предшественница успеха. Или, пытаясь убедить вышестоящих руководителей рискнуть и поддержать ваш проект, объясните, что большинство компаний были построены на умных рисках. Для начала определитесь с главной идеей, а затем найдите лучший способ проиллюстрировать ее.

Используйте собственный опыт

Лучшие рассказчики используют свой жизненный опыт, чтобы проиллюстрировать свои мысли. Какие события в вашей жизни заставили вас поверить в идею, которой вы хотите поделиться с другими? У вас может возникнуть нежелание делиться деталями личной жизни на работе, но случаи, которые показывают борьбу, провалы и преодоление препятствий, — то, что делает руководителя ближе к подчиненным. Идея в том, чтобы показать подчиненным, что вы тоже уязвимы.

Не делайте из себя героя

Впрочем, не делайте из себя звезду собственной истории. Вы можете быть главным действующим лицом, но в центре истории должны быть люди, которых вы знаете, уроки, которые вы вынесли, или события, свидетелем которых стали. Постарайтесь сделать героями своих слушателей — это увеличит их готовность вникнуть в ваши слова. Чем больше вы прославляете себя, тем меньше вероятность, что ваши слушатели будут ассоциировать себя с вами и вашей историей.

Акцентируйте внимание на борьбе

История без вызова не очень интересна. Хорошие рассказчики понимают, что истории нужен конфликт. Есть ли конкурент, которого надо превзойти? Вызовы рынка, которые надо преодолеть? Устойчивая к переменам отрасль, которую надо изменить? Не бойтесь говорить, что дорога впереди будет сложной. Умные руководители говорят подчиненным: «Будет тяжело. Но если мы объединимся и будем держаться вместе, то в конце достигнем чего-то по-настоящему великого. Хорошо продуманная история с таким посылом значит, что вам не придется требовать от людей перемен или больших усилий. Они сами пойдут за вами, потому что хотят быть частью большого путешествия.

Говорите просто

Не каждая ваша история должна быть грандиозным эпосом. Многие успешные и запоминающиеся истории довольно просты и понятны. Не позволяйте ненужным деталям отвлекать внимание от вашего сообщения. Работайте по принципу «лучше меньше да лучше». Не рассказывайте своим слушателям, какой это был день недели или в какой вы были обуви, если это никак не продвигает вашу историю. Впрочем, несколько интересных и уместных деталей (ваши чувства, выражения лиц, истоки успешного бизнеса) помогут вам завладеть вниманием слушателей и донести до них вашу мысль.

Практика — путь к совершенству

Мастерство рассказчика — это настоящее искусство, требующее многократных тренировок. Практика с друзьями, близкими и доверенными коллегами поможет превратить ваши идеи в эффектную и действенную историю. Помните, что этот навык окупится сполна.

Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Кэролин О'Хара в HBR Россия «Как рассказывать выдающиеся истории». Другие материалы о построении коммуникаций вы всегда можете найти в разделе «Карьера» на сайте hbr-russia.ru.

Подпишитесь на наш канал