По мере того как школы по всему миру готовятся к открытию, появляются новые научные данные о детях и коронавирусе. Еще в апреле французский эпидемиолог Арно фонтане возглавил расследование в городке Крепи-ан-Валуа, небольшом городке с населением 15 000 человек, расположенном к северо-востоку от Парижа. В феврале школы города стали центром новой вспышки Covid-19. Фонтане и его коллегам из Института Пастера в Париже было поручено провести тестирование антител в Крепи-ан-Валуа, чтобы понять, в какой степени циркулировал вирус. Исследуя городские школы, ученые заметили интересную закономерность. В то время как вирус свирепо распространился по всей средней школе, причем 38% учащихся были инфицированы, наряду с 43% учителей и 59% непрофессионального персонала, в начальной школе в шести школах города была совершенно другая картина. Хотя в начале февраля три ученицы начальных классов подхватили Ковид-19, ни одна из этих инфекций не привела к вторичному заболеванию. В целом, только 9% учащихся начальных классов, 7% учителей и 4% внешкольного персонала были инфицированы вирусом.
"Эти результаты показали нам, что подростки так же заразны, как и взрослые”, - сказал Фонтанет. “Но в младших возрастных группах все по-другому. Они, по-видимому, не передают его в одинаковой степени.”Аналогичные выводы были сделаны и в других местах. Новое эпидемиологическое исследование в Южной Корее, которое проследило контакты 65 тысяч людей, инфицированных в период с конца января по конец марта, показало, что в то время как дети в возрасте 10-19 лет могут распространять вирус так же, как и взрослые, те, кто моложе 10 лет, передают его другим гораздо реже. "Похоже, что дети в целом имеют эффективность передачи около 50% от взрослых, хотя это сильно варьируется в зависимости от возрастных групп”, - говорит Сьюзан Коффин, врач-инфекционист из детской больницы Филадельфии. “Когда дети становятся подростками, эффективность передачи начинает приближаться к эффективности взрослых.”
Есть опасения, что маски могут привести к поведенческим проблемам.
Потенциальных причин для этого предостаточно. Некоторые предположили, что маленькие дети имеют более низкую вирусную нагрузку, чем подростки и взрослые, хотя доказательства этого остаются несколько неясными, или что они выдыхают меньше воздуха, что снижает их шансы на передачу вируса.
Возможно, все более просто, что подавляющее большинство маленьких детей, как правило, либо бессимптомны, либо имеют очень слабые симптомы, когда они заболевают Covid-19. В одном из крупнейших исследований педиатрических пациентов Covid-19, основанном на медицинских записях 2143 детей по всему Китаю, 94% были классифицированы как бессимптомные, легкие или умеренные случаи.“Это означает, что у них может быть меньше шансов заболеть кашлем, и поэтому они выделяют меньшее количество вируса в окружающую среду”, - объясняет Зои Хайд, эпидемиолог из Университета Западной Австралии.
Все это говорит о том, что, когда речь заходит о деликатном процессе разработки наилучших способов массового открытия школ при одновременной защите местного сообщества, наибольшая потребность в строгих мерах предосторожности, таких как тестирование, социальное дистанцирование и маски, возникает на уровне средней школы. В период с апреля по начало июня около 20 стран – от Великобритании до Южной Африки – в предварительном порядке начали открывать школы. Хотя этот эксперимент имел несколько неудач – Китаю, Южной Корее и Израилю пришлось снова закрыть некоторые школы после новых вспышек, – он также дал ряд интересных закономерностей, которые можно извлечь из более масштабных открытий этой осенью.
Различные страны применяют различные стратегии в своих школах в качестве средства сдерживания вируса: от обязательного ежедневного измерения температуры во Вьетнаме до случайного тестирования мазков в Уругвае. Эмилиана Вегас, содиректор Брукингского Центра всеобщего образования в Вашингтоне, наблюдает за этими различными подходами. В целом, она говорит, что сочетание сохранения небольших размеров классов и просьбы старших детей носить маски и социальную дистанцию, по-видимому, является наиболее эффективным способом обеспечения безопасности школ и общин. В течение последних нескольких месяцев эта стратегия эффективно использовалась в Финляндии и Дании. Большие классы были разбиты на небольшие группы по 15-20 учеников, которые обучаются отдельно и могут собираться на детской площадке, где открытый воздух снижает вероятность передачи вируса. "Это означает, что если один человек заражается, вам не нужно карантинить всю школу”, - говорит Вегас. “Это также значительно облегчает отслеживание контактов, когда происходят случаи.” Но ученые отмечают, что наиболее подходящие меры варьируются от страны к стране, в зависимости от количества вируса, циркулирующего в сообществах. Там, где скопления новых случаев все еще происходят регулярно, могут потребоваться более строгие меры социального дистанцирования, а также принудительная маскировка.
"Позиция, принятая в отношении маскировки в школах, должна зависеть от масштабов вспышки”, - говорит Отто Хельве, специалист по детским инфекционным заболеваниям в финском институте здравоохранения и социального обеспечения. “В Израиле, например, где маски обязательны для всех учащихся, в обществе наблюдается большая вспышка болезни. Кроме того, дети проводят гораздо больше времени вместе в закрытых помещениях, таких как школьные автобусы, по сравнению с Финляндией, где дети обычно ходят в школу пешком.”
Однако существуют опасения по поводу применения строгой политики социального дистанцирования и маскировки в отношении более молодых возрастных групп, особенно с учетом растущего числа свидетельств того, что они гораздо менее склонны распространять вирус. Вегас отмечает, что для детей младшего возраста способность играть со сверстниками имеет важное значение для их развития. И есть опасения, что маски могут привести к поведенческим проблемам, особенно в западном мире, где дети не привыкли носить маски для лица во время сезонных вспышек гриппа. В прошлом месяце некоторые политики ввели исключения для тех, кто моложе определенного возраста. В Уругвае маски являются обязательными для учащихся средних школ, но необязательными для детей младшего возраста; во Франции дневные центры отказались от всех правил дистанцирования для детей младше пяти лет.
Почему дети меньше страдают от вируса, чем взрослые?
Одно из возможных биологических объяснений состоит в том, что рецептор ACE2 – замочная скважина, которую вирусы Sars-CoV и Sars-CoV-2 используют для проникновения в клетки легких, – регулируется в процессе развития. “Это означает, что когда вы очень молоды, у вас очень низкая концентрация этого белка, что затрудняет связывание вируса с дыхательной поверхностью”, - говорит Коффин. - А потом, по мере того как вы становитесь старше и старше, концентрация этого белка увеличивается.”
Другая теория состоит в том, что в случае атипичной пневмонии и Covid-19 дети, по иронии судьбы, были защищены тем фактом, что у них менее развита иммунная система. Многие смертельные случаи у взрослых происходят из-за чрезмерно сильной иммунной реакции, известной как цитокиновый шторм. Некоторые считают, что предыдущее воздействие других коронавирусов десятилетиями ранее может заставить иммунную систему взрослого человека вырабатывать антитела, нацеленные на предыдущую угрозу, а не на новый вирус, провоцируя ненормальную реакцию. Это явление известно как первичный антигенный грех, и было замечено при других инфекционных заболеваниях, таких как лихорадка Денге. Но есть еще очень небольшое число детей, которые серьезно заболевают в результате Covid-19. Начиная с апреля, дети во всем мире были зарегистрированы с состоянием, известным как мультисистемный воспалительный синдром (MIS-C). Это поражает сердце и другие основные органы в организме, включая желудок, печень и кишечник, и в некоторых случаях это приводит к летальному исходу.
Петтер Бродин, специалист по педиатрии в больнице Каролинского университета в Швеции, изучал серию детей с МИС-с в течение последних двух месяцев в попытке понять, почему она развивается.
Поскольку симптомы MIS-C обычно начинаются через четыре-шесть недель после первоначального заражения, то есть через много лет после того, как вирус Sars-CoV-2 покинул организм ребенка, он считает, что иммунный ответ постепенно нарушается. Антитела, первоначально произведенные для нацеливания на белки вируса, вместо этого вступают в перекрестную реакцию с белками на поверхности различных систем органов, заставляя организм атаковать себя.
Ученые до сих пор не понимают, почему это происходит только у некоторых детей, но Бродин считает, что часть загадки заключается в том, что Ковид-19-это совершенно новое заболевание, с которым развивающаяся иммунная система не всегда готова бороться, вызывая эту экстремальную реакцию в небольшой доле случаев.
Ситуация в Великобритании
Департамент образования правительства Великобритании опубликовал серию руководств для школ в преддверии запланированного на следующий месяц полного открытия. Шотландские школы вновь открываются завтра и имеют свои собственные в целом аналогичные руководства. В то время как они делают акцент на важности создания поощрения социального дистанцирования в классе между старшими учениками, многое остается на усмотрение отдельных школ.Камлеш хунти, профессор сосудистой медицины в Университете Лестера и член Независимой группы Sage, предложил британским школам последовать примеру некоторых северных стран. “В Дании средний размер класса был около 20 студентов до Covid-19, но теперь они делят классы на две-три меньшие группы”, - сказал он. - Они рекомендовали ученикам сидеть на расстоянии шести футов друг от друга и мыть руки каждые два часа.”В настоящее время Общественное здравоохранение Англии не рекомендует использовать маски для лица в школах даже на среднем уровне, несмотря на данные, свидетельствующие о том, что дети старшего возраста подвергаются большему риску передачи Covid-19. В отличие от этого, центры по контролю и профилактике заболеваний в США недавно опубликовали рекомендации о том, что все дети должны носить маски для лица в школах, за исключением детей младше двух лет.
“Существует очень мало доказательств использования масок для лица в школах, но в целом детей следует поощрять носить маски для лица, в то время как уровень положительных случаев среди населения высок”, - говорит хунти. “В таких странах, как Китай, Южная Корея, Япония, ношение масок в школах широко распространено и даже надевается во время сезона гриппа.”