Прямо сейчас, пока автор пишет эту статью, в Беларуси идут столкновения ОМОНа и протестующих. Напомним, что протесты начались после того, как были объявлены официальные данные экзитполов (опросов на выходе с избирательных участков) президентских выборов, по которым действующий президент побеждает, набирая 80% голосов избирателей.
В действительности же Лукашенко растерял почти весь свой рейтинг, что наложилось на пандемию COVID-19 и выход на политическое поле Республики условно-независимых кандидатов. Никто не знает, каков реальный рейтинг последнего диктатора Европы, в том числе и он сам. Понятно, что его рейтинг далёк от трёх процентов, которыми его заклеймила оппозиция. Но, судя по событиям 9 августа, рейтинга действующего президента недостаточно для честной победы в первом туре.
Казалось бы, нужно объявлять рекордно низкие результаты (от 52 до 60%), давая оппозиции шансы в порядке апелляций добиться второго тура. Очень важно вовлечь оппозицию в бюрократические процедуры и ждать снижения народного гнева из-за нечестных выборов. Кроме того, чем ниже результаты действующего президента, тем выше легитимность выборов в глазах масс. Но нет, ЦИК Беларуси решил, что раз фальсифицировать - то фальсифицировать по полной! Рисуем 80%!
Теперь самое интересное: у силовиков уже сегодня недостаточно ресурсов для подавления протестов во всей Республике: силовики стягиваются в столицу и пытаются разогнать тамошних протестующих, но это им не удаётся. Протестующих много, они активны и без особых колебаний вступают в столкновения с полицией.
Тут поясню умникам-оппозиционерам, которые будут на примере белорусских протестующих говорить: "Вот если у нас так будут драться с полицией, то митинги начнут что-то решать". Нет, не начнут. Протестующие дерутся с ОМОНом, потому что понимают, что в данной ситуации они могут мало того что уйти из драки безнаказанными, так ещё и победить, заставив сотрудников ретироваться. В реалиях московских митингов, где на два десятка тысяч протестующих приходится пять тысяч омоновцев и ещё пять росгвардейцев, любое столкновение с этими сотрудниками приведёт лишь к длительному тюремному сроку для участников этих столкновений, не более. А вот тот факт, что эти столкновения происходят и остаются безнаказанными - это хороший индикатор массовости и успешности протеста, так что в этом смысле наши умники-оппозиционеры правы, хоть сами они это не всегда понимают.
Уже появились новости, что Лукашенко покинул страну на собственном самолёте. У нас пока нет оснований верить этому. Насколько верна данная новость, будет видно утром. Судя по своим прошлым высказываниям, Лукашенко, наоборот, будет пытаться подавить беспорядки и сохранить власть до тех пор, пока это будет возможно.
Но шансов на успех у действующего президента немного. Всё, что у него осталось, — это "партия стабильности", т.е. электорат, который традиционно голосует за сохранение статуса-кво без радикальных изменений. Этот электорат будет потерян, если президент не наведёт порядок в кратчайшие сроки. А у него возникают проблемы с разгоном митинга в час ночи, сложно предположить, что будет следующим днём.
Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская уже обратилась к протестующим и силовикам с просьбой остановить насилие. Также представитель Тихановской заявила, что они готовы к переговорам.
Сегодня последний шанс для Лукашенко — направить оппозиционные настроения в легальное поле, предложить лидерам оппозиции на вышеупомянутых переговорах сделку и надеяться, что лидеры оппозиции предадут протест за некоторые уступки. Оснований считать, что лидеры оппозиции так и сделаюи более чем достаточно. Стоит напомнить, что супруг Светланы Тихановский находится де-факто в заложниках. Этим объясняется ее пассивное поведение во время ночных протестов и стремление договариваться с Лукашенко.
Разумеется, для последнего диктатора Европы также необходимо продемонстрировать собственную силу перед переговорами, разогнав протестующих.
В случае, если белорусские элиты (в первую очередь силовики) останутся монолитны (что более чем вероятно, учитывая средства, которые тратятся на поддержание лояльности силовиков последние несколько лет), а оппозиция все также будет идти на соглашательство - шансов на "белорусский майдан" остаётся немного.
Пока протест является сугубо политическим, он не представляет для Лукашенко серьёзной угрозы. Слишком мало социальной составляющей в протесте, слишком многим протестующим есть что терять.
К чьей-то радости, к чему-то горю, но режим Лукашенко устоит.
Автор - Александр Штефанов.