В Петру мы добрались только на закате. Горы казались пурпурно-багровыми в лучах уходящего солнца. Только на следующее утро мы осознали, что дело здесь не только и не столько в вечерней заре.
Расположились мы в Petra Marriott Hotel в Вади Муса, откуда открывался просто чудесный вид, но это тоже только завтра, так как к моменту завершения регистрации темень была хоть глаз выколи.
Вади Муса (1050-1450 м. над уровнем моря), что означает долина Моисея, это административный центр провинции Маан, в которой находится всем известная Петра.
На въезде в город есть еле заметный, тем не менее культурно значимый родник - Айн Муса (родник или источник Моисея). Согласно преданию, когда Моисей со своими последователями проходил по этим местам, он ударил посохом в камень и из под него забил родник, из которого они могли утолить жажду. Но это другой родник, не тот, что на Синае. Позже набатеи построили каналы, которые доставляли воду из этого источника в Петру. Кроме этого, предположительно, здесь, рядом с горой Хор, находится место захоронения Аарона, брата Моисея. Предположительно, так как нет никакой достоверной информации о том, где именно захоронены исламские пророки за исключением пророка Мухаммеда. А Моисей и Аарон являются также и исламскими пороками. Как-нибудь про это расскажу поподробнее.
На востоке все друг друга знают: через родственников, через знакомых, через знакомых родственников или родственников знакомых. Вот и в Петру мы приехали к "своим": один из наших сопровождающих был другом брата одного из членов местного важного бедуинского клана. А бедуины в Иордании - это отдельная история.
Оставив чемоданы в гостинице мы отправились на ужин в необычный ресторан Petra Kitchen. Ресторан - это громко сказано. Обширный зал, стены которого облицованы странноватой голубой плиткой, претендующей на одноцветность, разделён на две части: в одной из них, побольше, стоит огромный стол посередине, а во второй, поменьше, - несколько небольших столиков... Я поначалу решила, что сам ресторан где-то с другой стороны, так как это больше подходило на служебные помещения, я бы даже сказала кухню…
Пока мы знакомились с хозяином и болтали с его племянником, который изучал итальянский в Dante Alighieri в Аммане и показывал нам свои тетрадки со спряжением глаголов, в соседний зал с большим столом выгрузили автобус американских туристов, раздали им миски, разделочные доски, ножи и бокалы с напитками (в том числе и вином) и они шустро принялись за приготовление ужина! Шеф ходил по кругу и давал советы и иногда что-то показывал. Не знаю, чем там все закончилось, так как у нас была своя тусовка, но сама затея показалось очень интересной и необычной! Представляю, как после прогулки под палящим солнцем среди развалин древней цивилизации в сопровождении местных бедуинов попадаешь на мастер-класс по приготовлению здешних блюд! Хотя я больше за дегустацию.
Несмотря на то, что у моего итальянского коллеги в глазах сверкала белая зависть к американцам, "своих" готовить и платить за это не заставляют, поэтому нам принесли огромное блюдо, человек на 15, с рисом, бараниной и овощами. Во время ужина нам представили нашего проводника в Петру (зачем такие формальности?), а по окончании нам предложили пойти в хаммам. Я думала просто посмотреть. Финскую сауну я бы, конечно, смотреть не пошла, а вот турецкий хаммам для меня был в новинку.
Пока наши спутники остались смотреть футбольный матч, администратор заведения отвёл меня в женское отделение и предложил присесть на колоритных диванчиках в зале ожидания, сам что-то пошептал местной управляющей, загадочно улыбаясь, и ушёл, помахав мне рукой: "enjoy!".
Управляющая отвела меня в раздевалку, откуда выходила женщина с девочкой, выдала мне большое вафельное полотенце и показала куда потом идти. Из раздевалки попадаешь в обширный пустоватый зал с мраморными скамейками вдоль стен и огромной мраморной плитой посередине.
Несмотря на то, что из под пола выходили клубы пара, жарко мне не показалось. Мысленно проклинала Маурицио, что из-за его любопытства ко всему новому мне тут приходится замерзать в арабской бане! Позже оказалось, что печки затопили ради нас, так как было уже поздно и для обычных посетителей хаммам уже был закрыт. Женщина с ребенком, которую я встретила в раздевалке, были последними посетителями.
Я нашла парилку-одиночку потеплее и только начала наслаждаться мягким паром, как за мной пришла какая-то египтянка и дала понять, что надо идти за ней.
Я решила, что они закрываются и сеанс уже закончился (зачем мне это?!), но она привела меня в центральный зал и сказала что-то по-арабски, указав на мраморную плиту. Это была банщица. Разговора у нас не получалось, а женщина она была непреклонная, потому пришлось мне лечь на ледяную мраморную плиту еще не успевшим перевариться барашком...
Скажу я вам, Никакие итальянские СПА с моей банщицей даже рядом не стоят! Сначала она массировала меня какой-то теркой, пока не сняла два слоя кожи, затем начала мять и выкручивать... Когда же она обдала меня ведром ледяной воды, я была ей безмерно благодарна, что осталась жива, а чуть позже почувствовала невероятную лёгкость! Видимо, все дело в лишних слоях кожи...
Я до сих пор считаю, что это были самые шикарные скраб и массаж в моей жизни! Ах, как бы мне это понадобилось на следующий день, но тогда я этого еще не знала.
Весь Вади Муса живёт за счет туристов, посещающих Петру. Там полно гостиниц, ресторанов, сувенирных лавок и несколько хаммамов. Больше там делать нечего. Petra Kitchen, конечно, стоит внимания, ну и мимо хаммамов не проходите!