Сведения о внешности скифов в античных источниках весьма противоречивы. Геродот писал: «Они вообще красивые и рослые; их волосы отливают в русый цвет. Взгляд у них скорее воинственный, чем свирепый». Но у Гиппократа, который был его современником (оба жили в V веке до н.э.), другая информация: «Скифы отличаются толстым, мясистым, нечленистым, сырым и немускулистым телом; живот у них в нижней части отличается чрезвычайным изобилием влаги… Благодаря тучности и отсутствию растительности на теле, они похожи друг на друга, мужчины на мужчин и женщины на женщин. Всё скифское племя — рыжее».
Возможно, что несовпадения в описаниях скифской внешности связаны с тем, что имелись в виду разные племена кочевников. У Геродота, к примеру, говорится, что «племена авхатов, катиаров, траспиев и паралатов — все вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами». Современные историки считают, что под «скифами» древние греки понимали целое сообщество народов. В одной из статей по антропогенезу кочевых племён написано: «Генетически скифы имели различное происхождение, состоящее из скотоводов позднего Бронзового века, европейских земледельцев и охотников-собирателей юга Сибири».
Скиф — это скорее обобщённый образ кочевника причерноморской степи, чем конкретный антропологический тип. В целом всё скифское сообщество традиционно делят на западных скифов и восточных (так называемых саков). Генетическое исследование останков из скифских курганных захоронений показало следующее:
- У западных скифов были обнаружены генные компоненты, характерные для европейских земледельцев. Не обнаружено генов из Внутренней Азии.
- У саков Внутренней Азии (центральной части Великой Степи) присутствуют генетические компоненты охотников-собирателей юга Сибири.
- У саков Тянь Шаня есть генные признаки, роднящие их с кочевниками иранского нагорья.
Эти данные были приведены в статье, опубликованной 9 мая 2018 г. в журнале Nature. Статья стала результатом труда 49 ученых из 14 стран, проектом руководили два датских генетика. Данное исследование показало, что культурно схожие скифы представляли собой несколько групп обитателей евразийской степи различного генетического происхождения. В частности, саки Тагарской культуры (жившие в Сибири), саки центральной степи и саки Тянь-Шаня появились благодаря смешению группы кочевых скотоводов позднего Бронзового века с охотниками-собирателями из Внутренней Азии. А западные (в исследовании они названы «венгерскими») скифы являются выходцами из европейских земледельческих племён.
Отсюда можно сделать вывод, что западные скифы своей внешностью не отличались от других народов Восточной Европы. Даже мужские причёски и бороды, судя по фигуркам на скифской золотой гривне, вполне европейского типа. Известный скульптор М. Герасимов реконструировал по черепу лицо скифского правителя, жившего во II в. до н.э. и погибшего в возрасте 45 лет. Высказывалось предположение, что этим правителем был царь Скилур, о котором упоминают Плутарх и Страбон, но подтверждений этому нет. Судя по данной реконструкции, этот скиф также имел вполне европейский облик.
Что касается скифской одежды, она также описана античными авторами, к тому же её можно реконструировать как по изображениям, так и по находкам в скифских могильниках. Мужчины носили кафтаны из выделанной кожи, мехом внутрь. На ноги обычно надевали кожаные штаны, заправленные в невысокие сапоги. Женщины — воительницы, которых среди скифов было немало, носили такую же одежду, а домохозяйки — длинное платье, к которому в праздничные дни добавлялась накидка.
Скифы любили украшать свои одежды яркой вышивкой, аппликациями и золотыми украшениями. Поверх кафтанов скифская знать надевала широкие пояса с металлическими бляхами. Женщины из богатых родов также украшали свою одежду золотыми пластинками. В обычное время на голову надевалась простая войлочная остроконечная шапка, которую перед боем меняли на металлический колпак, выполнявший функции шлема.
Нельзя не упомянуть о скифском золоте. Первые украшения из этого металла появляются уже в скифских захоронениях, относящихся к бронзовому веку. Золото у скифов почиталось божественным, изначально украшения из него носила лишь знать, простые скифы обходились бронзовыми изделиями. Скифы делали из золота широкие нагрудные пластинки с узором (пекторали), нашейные гривны и т.д.
Характерный скифский стиль, прозванный «звериным» из-за выразительных фигурок животных, встречается в захоронениях по всей Великой Степи, так что в ювелирном деле скифы ничуть не уступали оседлым народам.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев