Найти в Дзене
С Богом по жизни

Семь смертных грехов

Оглавление

Иерархи церкви в Средневековье назвали то, о чём пойдёт речь в этом уроке, «семь смертных грехов». Один популярный перечень этих грехов содержит лень, похоть, гнев, гордость, зависть, чревоугодие и жадность. Эти грехи лежат в основе всего зла в мире. Это те дурные склонности, которые побуждают нас к греху. Это воззрения, эмоции и умонастроения, которые влияют на наше поведение таким образом, что мы разрушаем самих себя и тех, кто вокруг нас.

ЛЕНЬ: ГРЕХ, ЧАСТО НАЗЫВАЕМЫЙ СЛАБОСТЬЮ

Первый из семи смертных грехов — лень. Вы можете сказать: «Я не знал, что лень это грех». Многие считают её слабостью или недостатком, свойственным всем людям. Мы шутим по этому поводу, и лишь немногие из нас назовут её большим грехом. В Библии часто подчёркивается греховность лени:

«Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного: и вот, всё это заросло тёрном, поверхность его покрылась крапивой, и каменная ограда его обрушилась. И посмотрел я, и обратил сердце моё, и посмотрел и получил урок: немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь — и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооружённый» (Прит. 24:30–34).
«Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод… Ленивый опускает руку свою в чашу и не хочет донести её до рта своего» (Прит. 19:15, 24).
«Алчность ленивца убьёт его, потому что руки его отказываются работать» (Прит. 21:25).
«Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно» (Прит. 26:16).
«Поэтому сказано: "Встань, спящий, и воскресни из мёртвых, и осветит тебя Христос"» (Еф. 5:14).

Что плохого в лени

Лень мешает нам любить. Любовь требует преданности и труда, а ленивые люди редко готовы тратить свою энергию на это. Ленивые люди думают, что любовь это то, что происходит само собой. Любовь для них подобна случайности. Браки распадаются, когда люди не работают достаточно усердно над тем, чтобы породить любовь и построить супружеские отношения. Многие знают, какие проблемы есть у них в браке, но не хотят прилагать усилия, чтобы восстановить отношения. Люди находят всевозможные отговорки, объясняющие, почему их брак не работает, но браки часто распадаются, потому что пары слишком ленивы, чтобы делать то, что необходимо, чтобы наладить свои супружеские отношения.

Лень мешает нам быть хорошими родителями. Многие родители даже не пытаются заставить своих детей работать по дому. Родители убеждаются, что легче сделать всё самим. Их дети слишком ленивые, чтобы не отступать, пока работа не будет сделана как надо. Например, уборка комнаты не самое важное дело, но заставить детей делать то, что они обязаны делать, важно. Многие дети знают, насколько родителям лень заставлять их, и они знают, как довести их до того, что они скажут: «Ладно. Я просто сделаю это сам(а)». Чтобы научить наших детей, требуются усилия и время. Необходимо время, чтобы научить их, какую музыку слушать и покупать, на какие фильмы ходить, с кем встречаться, куда ходить и чем заниматься. Готовы ли вы потратить время на воспитание детей?

Лень мешает нам стать христианами. Многие осознают, что если они станут христианами, они должны будут начать работать для Бога. Лень останавливает их.

«Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10).
«Итак, братья мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1 Кор. 15:58).
«Мы же, как соработники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор. 6:1). 
«И услышал я голос с неба, говорящий мне: "Напиши: Отныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе; да, — говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними”» (Отк. 14:13).

Лень мешает нам радоваться. У многих христиан христианства хватает только на то, чтобы быть несчастными, но недостаточно для того, чтобы побудить их радоваться. Радость приносит служение другим. В жизни одной женщины не было и намёка на радость. Она посещала христианского психотерапевта. Однажды утром её машина не завелась. Она позвонила проповеднику, узнать, не сможет ли он заехать за ней и отвезти её к психологу. Он забрал её, но сказал, что ему нужно заехать на несколько минут в больницу. Она тоже пошла с ним и пообщалась с несколькими пациентами. Позже, когда она приехала в офис к психологу, она была в приподнятом настроении. Она сказала ему, что давно не чувствовала себя так хорошо. Она была на седьмом небе. Он сказал: «Хорошо, теперь мы знаем, что делает вас счастливой». Она ответила: «Но вы же не думаете, что я буду делать это каждый день?» Она знала, что делать, чтобы почувствовать радость, но была слишком ленивой, чтобы делать это.

Решение

Нам необходимо проснуться. Как разбудить ленивого человека? Во-первых, надо привлечь его внимание. Мужчина сказал своему другу, что он никогда не поднимает голос на своего мула. Он всегда спокойно говорит мулу, что тот должен сделать, и мул делает это. Друг позволил себе не поверить, поэтому мужчина пригласил его прийти и самому убедиться. Он впряг мула в плуг, а затем спокойно стал отдавать ему команды. Мул не реагировал. Друг смеялся и получал удовольствие от того, что его друг оказался в затруднительном положении. Наконец, тот наклонился, поднял хворостину и ударил ею мула чётко между ушей. Затем он сказал другу: «Сначала ты должен привлечь его внимание, и тогда он будет повиноваться».

Возможно, лучший способ привлечь внимание ленивого человека — указать ему на то, что ленивые люди попадут в ад, а не в рай.

«Подошёл и получивший один талант и сказал: "Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнёшь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле; вот тебе твоё". Господин же его сказал ему в ответ: "Лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; поэтому надлежало тебе отдать серебро моё торгующим, и я, придя, получил бы моё с прибылью. Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов"» (Мф. 25:24–30).

Нам необходимо принять решение. Ленивый человек должен сегодня же принять решение начать вести христианский образ жизни. Отсрочка ворует время и души. Ленивый человек должен покаяться. Последнее слово, которое наш Господь сказал церкви, было «покайтесь»: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся» (Отк. 3:19).

-2

ПОХОТЬ: ГРЕХ, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ ПРИНОСИТ ТО, ЧТО ОБЕЩАЕТ

Грех похоти существует с давних времён. Его история неприглядна и разрушительна. Библия напоминает нам о его истории.

«То и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки. Аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1:24–27).

Ни секунды не думайте, что если вы стали христианином, то победили этот грех. Некоторые христиане думают, что настоящие христиане не имеют похотливых мыслей, а раз они у них есть, то они думают, что они, должно быть, не настоящие христиане. Затем, ещё усугубляя ситуацию, некоторые заявляют, что достигли такого состояния совершенства, что у них уже больше нет подобных мыслей! Павел, истинный святой, заявил, что он не достиг совершенства.

«Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или стал совершенным, но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братья, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели — к почести вышнего призвания Божьего во Христе Иисусе» (Фил. 3:12–14).

«Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» (Рим. 7:22–24).

Делая это предостережение, я не имею в виду, что мы не можем победить этот грех. Святой Дух, живущий в нас, может помочь нам свернуть с наших греховных путей. Изучая Слово, проводя время в молитве, общаясь с христианами и тщательно контролируя свои мысли, мы сможем всё больше и больше побеждать плоть. Будут трудности и временные неудачи, но мы можем победить.

«Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мёртвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисуса открылась в теле нашем» (2 Кор. 4:8–10).

Похоть не является нормальным желанием, это не оценивающий взгляд, не взгляд, излучающий восхищение или привязанность. Что такое похоть? Похоть — это взгляд с умыслом. Похоть — это иллюзия. Она никогда не приносит удовлетворения. Она даёт обещания, которые никогда не исполняет. Похоть — это незрелость. Любовь — это зрелость.

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, на всё надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:4–8).

Похоть приводит к нечистоте. Иаков сказал:

«В искушении никто не говори: "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:13–15).

Обратите внимание, как разрушает нечистота.

Нечистота накладывает на нас отпечаток. Нечистота проявляется на физическом уровне. Имеющий этот грех легко краснеет. Виновный человек не может смотреть другому человеку в глаза из-за смущения! Нечистота ставит на человеке эмоциональный отпечаток вины и нечистой совести.

Нечистота глумится над нами. Нечистота вводит нас в заблуждение, заставляя недооценивать её власть. Она ввела в заблуждение Самсона, Давида и Соломона. Сколько семей было разрушено и царств променяно, и как часто отдавали вечную жизнь за момент удовольствия и час адского развлечения?

Нечистота господствует над нами. Тысячи людей находятся в железных тисках нечистоты.

«Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, — или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (Рим. 6:16, 17).

Решение

Похоть можно победить! Позвольте мне рассказать вам, как это сделать!

Покайтесь. Освободитесь от её подчиняющей хватки. Слишком многие из нас любят свои грехи больше, чем мы любим Господа. Чистота приходит с обуздыванием плоти.

Анализируйте. Подумайте, что поставлено на карту, прежде чем совершить поступок. Подумайте обо всех людях, которых вы обидите, о супруге, детях, родителях, о церкви, о вашем Боге. Риск слишком велик и ставки слишком высоки. Только глупец играет в такую иргу!

Помните. Помните, что Иисус знает о вашем грехе, даже если другие не знают. Иисус всеведущ. «И нет твари, сокровенной от Него, но всё обнажено и открыто перед очами Его; Ему дадим отчёт» (Евр. 4:13). Осознайте, что вы нуждаетесь в Иисусе и что Он хочет помочь вам победить этот грех. Он спас Марию Магдалину, грешницу из Лк. 7. Он спас прелюбодейку из Ин. 8. Он спасёт и вас, если вы позволите Ему!

-3

ГНЕВ: ГРЕХ, КОТОРЫЙ ЖАЖДЕТ МЕСТИ

Гнев — один из самых разрушительных грехов человека. Это грех, который мы часто пытаемся оправдать. Мужчина приходит домой неожиданно и находит свою жену в постели с другим мужчиной. В приступе гнева он хватает ружьё или нож и убивает их обоих. Мы сочувствуем убийце и находим оправдание убийству, называя его «преступлением, совершённым в состоянии аффекта». Четырнадцатилетняя девочка изнасилована и травмирована на всю жизнь. Нападавшего судят, и судья назначает ему условное наказание. Когда насильник покидает здание суда, его окликает и в упор стреляет в него разгневанный отец изнасилованной девочки. Мы реагируем на новость об этом убийстве с чувством, что свершилась справедливость. «Кто не захочет, — говорим мы, — сделать то, что сделал он?»

Господь однозначно осуждает греховный гнев.

«А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего будет подлежать суду; кто же скажет брату своему: "рака", будет подлежать синедриону, кто же скажет: "глупец", будет повинен геенне огненной» (Мф. 5:22; Славянское Евангельское Общество).

Гнев может превратить нас в озлобленных людей. Он препятствует распространению нашего христианского влияния. Женщина хотела, чтобы её муж стал верующим. Он сказал, что если обращение в христианство сделает его таким же гневливым, как его жена, тогда он не хочет становиться христианином.

Это зло настраивает брата против брата. Каин разгневался и убил Авеля (Быт. 4:5–8). Старший брат разгневался и не пошёл на пир, устроенный в честь возвращения его брата (Лк. 15:25–28).

Гнев порождается настроем «свести счёты». Иаков и Иоанн хотели поквитаться с самарянской деревней, жители которой не позволили Господу войти в неё. Иисус обличил их (Лк. 9:55).

Гнев нетерпим. Иона хотел, чтобы Ниневия была разрушена, в силу своей нетерпимости к язычникам. Сколько людей пострадало, даже было убито из-за нетерпимости к другим народам? Гнев приносит боль и смерть другим людям. Он причиняет вред тому, кто виновен в нём.

Всякий ли гнев греховен? Нет! Гнев — Богом данная эмоция. Сам по себе, гнев ни хорош, ни плох. Греховен он или нет, определяется тем, как он выражается. Никогда не гневаться — так же неестественно, как никогда не любить, никогда не бояться, и так далее. Христианин может исполниться праведным гневом, когда видит коррумпированность многих наших городов, непристойную литературу на наших полках, злостную коррупцию в высших сферах, страшную распущенность вокруг себя. Христос исполнялся праведным гневом.

«А им говорит: "Должно ли в субботу добро делать или зло делать? Душу спасти или погубить?" Но они молчали. И, посмотрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: "Протяни руку твою". Он протянул, и стала рука его здорова, как другая» (Мк. 3:4, 5).
«Приближалась Пасха иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели менялы денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у менял рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: "Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли". При этом ученики Его вспомнили, что написано: "Ревность по доме Твоём снедает Меня"» (Ин. 2:13–17).

Как избавиться от греховного гнева и контролировать праведный гнев? Всегда помните истинную суть греховного гнева: это смертный грех! Прекратите оправдывать его! Избавляйтесь от него. Исповедуйте нечестивый гнев перед Богом и попросите Его прощения. Старайтесь стать кротким человеком, управляемым Святым Духом Божьим! Августин в письме к другу, Авксилию, советовал ему: «Когда порывы и волны гневной страсти обрушиваются на твою душу, делай то, что делали ученики в лодке, когда они попали в шторм: призывай Христа».

-4

ГОРДОСТЬ: ГРЕХ, ЛЕЖАЩИЙ В ОСНОВЕ ВСЕХ ГРЕХОВ

Знаете ли вы, что «гордость» бывает разной? Одна осуждается Богом и является смертным грехом. Другая — праведная и желанная.

Чем же они отличаются друг от друга? Одна — это благородное чувство собственного достоинства. Самоуважение не только позволительно, к нему необходимо стремиться. Иисус сказал: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Благодаря самоуважению Иосиф сохранил себя от разрушения прелюбодеянием. Даниил был такого высокого мнения о себе, что принял решение не осквернять себя. Самоуважение заставляет нас хранить себя в чистоте, выполнять любую работу хорошо, и т.д.

Другая «гордость» — это греховная гордыня. Это самодовольный, надменный дух. Это неподобающее самомнение. Это отвратительная самовлюблённость. Соломон часто говорил о греховной гордости:

«Страх Господень — ненавидеть зло; гордость, и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу» (Прит. 8:13).
«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным» (Прит. 16:5).
«Погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (Прит. 16:18).
«Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Прит. 29:23).

В Новом Завете также говорится о ней.

«Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время» (1 Пет. 5:5, 6).
«Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11).
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3).

Гордость была тем грехом, который обусловил падение сатаны. Писание содержит намёк на то, что его падение произошло из-за гордости. Это был первый грех во вселенной, и он стоит за каждым грехом, совершаемым сегодня. Как только мы начинаем думать, что мы самодостаточны и способны действовать самостоятельно, — это сигнал, что мы на опасном пути.

Проявления гордости

В социальном статусе. Презрение, которое мы испытываем к представителям других этносов, — это дьявольская гордыня. Мы относимся свысока к тем, кто, возможно, находится на другой ступеньке социальной лестницы. Гордость может проявляться, когда мы сталкиваемся с теми, кто одет беднее нас. Об этой проблеме, которая возникла в собраниях ранней церкви, говорит Иаков:

«Ибо, если в собрание ваше войдёт человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдёт же и бедный в убогой одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: "Тебе хорошо сесть здесь", а бедному скажете: "Ты стань там, или садись здесь, у ног моих", — то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями? Послушайте, братья мои возлюбленные, не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? Если вы исполняете закон царский, по Писанию: "Возлюби ближнего твоего, как себя самого", — хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками» (Иак. 2:2–9).

Истинная церковь Христа не допускает дискриминации.

«И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос» (Кол. 3:10, 11).

В интеллектуальных достижениях. Некоторые свысока относятся к необразованным, неграмотным и угнетённым. Гордость заставляет нас забыть о том, что наши умственные способности даны нам Богом и что знания, которые мы приобретаем, это в значительной степени труд других людей. Нам сказано: «Будьте единомысленны между собой; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе» (Рим. 12:16). Часто интеллектуальная гордость — враг евангелия. Соломон сказал: «Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой» (Прит. 3:5).

В материальной собственности. Материальные благословения, как и все другие обладания, приходят от Бога. Материальная гордость возводит на трон себя, а не Бога. Это выбивает жизнь из равновесия, и человек начинает сосредоточиваться на том, что он имеет, а не на том, кто он есть перед Богом. Материальная гордость делает человека алчным. Павел сказал: «А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим. 6:9). Все материальные вещи, которые есть у вас, дал вам Бог. Способность накопить богатство, время, предоставленное вам, чтобы насладиться материальными благами, приходят от Бога. Почему тогда мы так неоправданно гордимся своим имуществом? «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17).

В духовности. Духовная гордость — самая отталкивающая из всех. Это был грех сатаны. Это был грех фарисеев времён Христа.

«Сказал же и некоторым, уверенным в собственной праведности и уничижавшим остальных, такую притчу: Два человека вошли в храм помолиться, один — фарисей, а другой — мытарь. Фарисей, став, молился про себя так: “Боже, благодарю Тебя, что я не как прочие люди — грабители, обманщики, прелюбодеи, или даже как этот мытарь — пощусь два раза в неделю, даю десятину от всего, что приобретаю”. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже глаз поднять на небо, но бил себя в грудь и говорил: “Боже, будь милостив ко мне, грешнику”. Говорю вам: этот пришел в дом свой оправданным, а не тот. Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет» (Лк. 18:9–14; Славянское Евангельское Общество).

Некоторые гордятся тем, что знают. Некоторые гордятся своими мыслями, полагая, что их мысли всегда чистые, а у других нечистые.

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить. И что ты смотришь на щепку в глазу брата твоего, а бревна в твоём глазу не чувствуешь?» (Мф. 7:1–3).

Некоторые упиваются чувством собственной непогрешимости. Духовная гордость рождает дух критиканства.

Последствия гордости

Гордость мешает нашему служению. Гордость заставляет многих служителей беспокоиться о том, какое впечатление мы производим на общину, а не о том, сколько славы мы воздаём Богу. Каждый из нас, кто поднимается на кафедру, должен помнить, что люди собрались, чтобы увидеть Иисуса, а не нас.

В начале 1960-х была популярна пьеса Пэдди Чаевски «Гедеон». Сюжет её — постепенное восстание Гедеона против Бога. В начале пьесы Бог вдохновляет Гедеона. Гедеон повинуется Ему, чего бы это ни стоило. Он вступает в сражения, одерживая победы для Бога. Победив в нескольких столкновениях, он начинает говорить о победе «для Бога и для Гедеона». Чуть позже он уже побеждает «для Гедеона и для Бога». А в конце пьесы он выигрывает сражения «для Гедеона». В финальной сцене Гедеон заявляет о своей полной независимости от Бога.

Гордость разрушает наши отношения. Гордость препятствует не только нашему общению с Богом, но и друг с другом. Наша гордость часто не позволяет нам быть открытыми и честными. Многие люди, считающие себя христианами, находятся в ссоре друг с другом, потому что гордость не позволяет им признать свою вину, чтобы примириться.

-5

ЗАВИСТЬ: ГРЕХ, В КОТОРОМ НИКТО НЕ ХОЧЕТ ПРИЗНАВАТЬСЯ

Зависть — действительно смертный грех. Она может уничтожить нашу репутацию, наш круг друзей и наш бизнес. Она легко может препятствовать развитию наших душ. Зависть даже может убить нас! «Так, глупца убивает гневливость, и несмысленного губит раздражительность» (Иов. 5:2). «Он умер от дикой зависти» — такая эпитафия может быть у многих. Человек от зависти может прийти в такую ярость, что совершает глупости, которые вредят ему самому.

Зависть также может отвратить человека от Бога. В фильме «Амадей» молодой Моцарт был благословлён талантами, которые выделяли его среди современников. Было ясно, что Бог наделил его экстраординарными дарами.

Антонио Сальери, придворный музыкант австрийского короля в Вене, столкнувшись с молодым музыкантом, нашёл его незрелым, вульгарным, непристойным и распутным. Сальери посвятил себя служению Богу, обещав сочинять музыку, которая будет прославлять небесного Отца. Он мечтал сочинять музыку, которая бы обращала сердца людей к небесам. Однако Бог не наделил Сальери такими дарами. Сальери был способен сочинять приятные мелодии, но не шедевры. Он мог сочинять музыку, которая развлекала его слушателей, но не могла увековечить сочинителя.

Из зависти к дару Моцарта он нарушил заповедь «не возжелай» и стал одержим завистью, которая привела его к тому, чтобы замыслить уничтожение Моцарта. Эта одержимость, в конце концов, свела его с ума. В кульминационном монологе Сальери проклинает Бога за то, что Тот не дал ему такой талант, каким Он наградил Моцарта. Здесь мы видим прекрасную иллюстрацию того, как зависть может отвратить человека от Бога.

Зависть — это не просто желание иметь такую же вещь, как у другого человека. Зависть — это желание иметь то самое, что есть у другого человека. Завистливый человек хочет отнять у другого что-то, чтобы безраздельно и единолично владеть этим. Многие завистливые люди считают, что удача другого — это их несчастье, его благословение — их проклятье, его успех — их провал. То, что завистливый не может иметь, он принижает и высмеивает.

Библия ясно осудила зависть:

«Жесток гнев, неукротима ярость. Но кто устоит против ревности?» (Прит. 27:4).
«Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:26).
«Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Иак. 3:16).

Что может сделать зависть, показывают братья Иосифа. После угроз убить Иосифа, они продали его в рабство. Они заплатили за свой поступок, и, в конце концов, были вынуждены признать превосходство Иосифа. Зависть — как бумеранг, который ранит атакующего больше, чем атакуемого. В книге Есфирь Аман, завидуя Мардохею, пустил в ход все свои связи, чтобы расправиться с ним. Аман был настолько одержим идеей уничтожить объект своей зависти, что построил виселицу для Мардохея. Эта трагическая история заканчивается следующими словами: «И повесили Амана на дереве, которое он приготовил для Мардохея (Есф. 7:10).

Если вам знакома зависть, вы должны признать проблему и исповедать её пред Богом.

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9).

Молите Бога дать вам мудрости, чтобы понимать то, что есть у вас, и правильно относиться к тому, что есть у других.

-6

ЧРЕВОУГОДИЕ: ГРЕХ, КОТОРЫЙ МОЖЕТ НАС УБИТЬ

С самого начала хочу заявить: не все люди с избыточным весом чревоугодники, и не все чревоугодники имеют избыточный вес! Большинство виновных в чревоугодии, ненавидят его и хотели бы избавиться от него! Эта проблема не всегда вызвана отсутствием силы воли и физической распущенностью. Некоторые, кто не понаслышке знаком с вопросом питания, говорят, что многие люди с избыточным весом это пищевые наркоманы, практически неспособные контролировать своё ненасытное желание переедать. Большинство «подсаживается» на еду почти таким же способом, как наркоманы «подсаживаются» на наркотики. Какой-то ужасный сбой в физиологии заставляет их есть. У некоторых страстную тягу к еде вызывает химический дисбаланс в организме.

Мы часто думаем о чревоугоднике как об обжоре, то есть о человеке, который в чрезмерных количествах поглощает пищу. В широком, библейском смысле чревоугодие — это чрезмерность и потакание любой потребности организма. Человек может быть ненасытным в еде, в сексе, в богатстве, в честолюбии или в употреблении алкоголя. Помните об этом.

В такой же обычный день, как наш, пастух, который обрабатывал сикоморы из Фекойи, встряхнул народ Израиля, обличив их в постыдном грехе чревоугодия.

«Горе беспечным на Сионе… [Горе вам], которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища, поёте под звуки гуслей, думая, что владеете музыкальным орудием, как Давид, пьёте из чаш вино, мажетесь наилучшими мазями, и не соболезнуете бедствию Иосифа!» (Ам. 6:1–6).

Амос осудил своё поколение за то, что они делали культ из комфорта. Можно спросить, разве это и не наш грех тоже? Посмотрите, что говорит Библия:

«Потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Прит. 23:21).
«Вы, которые лежите на ложах из слоновой кости и нежитесь на постелях ваших, едите лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища…» (Ам. 6:4 и дал.).
«Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3:19).

Павел сказал в Тит. 1:12: «Из них же самих один стихотворец сказал: “Критяне — всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые”». Богач в Лк. 12 говорит:

«…Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё, и скажу душе моей: "Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись"» (Лк. 12:18, 19).

Среди рабов вещей редко встречаются верующие люди, поклоняющиеся Богу. Мы страстные любители вещей. Сегодня у человека должно быть несколько машин (новых моделей), лучший смартфон, сложное оснащение для рыбной ловли, дачный домик и все электронные приборы, которые изобрёл человеческий гений. Мы забыли слова Иисуса:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф. 6:19, 20).

Древний Рим пал, в первую очередь, из-за трёх грехов: чревоугодия, пьянства и аморальности. Чревоугодие может привести к финансовому краху. Мы не можем отказать себе в использовании кредитных карт, однако чрезмерное их использование приводит к банкротству. Чревоугодие приводит к духовному краху. В результате человек отворачивается от Бога и живёт только для этого мира. Это объясняет, почему некогда добропорядочные христиане могут оставить Бога и свои семьи и удариться во все тяжкие грехи.

Сенека сказал: «Свобода — это во многом умение управлять своими желаниями». Нам нужно помогать друг другу побеждать грех чревоугодия. Нам сказано: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). В этом грехе необходимо покаяться, и мы должны принять решение посвятить свою жизнь Богу и жить согласно Его воле, а не своей собственной. Только так будет побеждён этот грех!

-7

ЖАДНОСТЬ: ГРЕХ, КОТОРЫЙ ДЕЛАЕТ НАС НЕСЧАСТНЫМИ

Жадность может быть очень деструктивной в жизни человека. Павел сказал: «ибо корень всех зол — сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10). Люди, движимые жадностью, грабили, нападали, атаковали, присваивали, клеветали и убивали. Жадность заставила Еву, а затем Адама совершить первый грех в Эдемском саду.

«И увидела женщина, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6).

В жизни ребёнка грех жадности проявляется достаточно рано. Он проявляется, когда малыш запускает свои толстенькие ручки в банку с узким горлышком, полную печенюшек, и обнаруживает, что он не может вытащить кулачок с зажатыми в нём печеньками. Вместо того чтобы доставать по одному печенью, он издаёт пронзительный гневный вопль. Это желание хватать больше, чем мы можем удержать или использовать, продолжается вплоть до самой могилы.

Подумайте о том, сколько у нас есть вещей, в которых мы на самом деле не нуждаемся и поэтому даже не хотим. Зачем они нам? Чем больше у нас игрушек, тем выше чувство превосходства. Жадность заставляет нас покупать вещи только для того, чтобы их иметь. Позвольте мне сказать вам нечто ужасное о жадности: вы никогда не сможете удовлетворить её!

Я не призываю к жизни в скудости. Но я хочу напомнить всем нам 1 Ин. 3:17: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце своё, — как пребывает в том любовь Божия?»

Жадность — это непомерная жажда богатства. Это всепоглощающая страсть к земному имуществу и эгоистичное наслаждение от обладания им. Синонимы жадности — алчность, корыстолюбие и скупость. Библия осуждает это качество в человеке:

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17).
«При этом сказал им: "Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имущества"» (Лк. 12:15).
«Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни грабители — Царства Божьего не наследуют» (1 Кор. 6:10).
«А блуд, и всякая нечистота, и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» (Еф. 5:3).

В Библии также приводится много примеров жадности и корыстолюбия: Царь Ахав забирает виноградник Навуфея (3 Цар. 21), богач, строящий большие житницы в Лк. 12, и Иуда, продавший Иисуса.

Жадность делает нас несчастными

Жадность и удовлетворённость несовместимы. Рассказывают историю о человеке, который лишился зрения из-за того, что был слишком скуп, чтобы заплатить за операцию, которая спасла бы его зрение. Он был достаточно богат и легко мог позволить себе операцию, но не сделал этого из-за своей любви к деньгам. Он стал инвалидом и проклинал из-за своей болезни «ужасную судьбу», тогда как проблема была в его скупости. Навестивший его друг спросил: «Ты чего-нибудь хочешь?» «Конечно, — ответил богатый скряга, — больше денег!»

Сравните это с той удовлетворённостью, которая есть у нас, христиан:

«Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: "Не оставлю тебя и не покину тебя"» (Евр. 13:5).
«Великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим. 6:6–8).

Жадность делает нас бедными

Жадность вынудит нас упустить величайшие богатства жизни. Человек, идя по дороге, нашёл доллар. Всю оставшуюся жизнь он смотрел только под ноги, ища больше денег. Позвольте мне сказать, что он нашёл: 29516 пуговиц, 54172 булавки, $ 6,18, сгорбленную спину и мрачный нрав. Позвольте мне сказать, что он упустил: он упустил дружелюбные улыбки на лицах прохожих, красивые облака, великолепные закаты, прекрасные деревья и птиц в величественном полёте. На самом деле он упустил лучшие сокровища жизни.

Жадность будет стоить вам дружбы людей. Если вы не любите других людей, то и они не будут любить вас. «Кто удерживает у себя хлеб, того клянёт народ» (Прит. 11:26).

Есть вещи лучше денег. Хорошее здоровье — лучше, развитой интеллект — лучше; сочувствующее сердце — лучше; чистая совесть—лучше. Со всем этим возможно быть счастливым без денег; но без этого счастье, которое дают деньги, иллюзорно.

Алчные, жадные люди обмануты сатаной. Они умирают, так и не познав радостей, которыми, как они думали, они обладали. Это при том, что причиной их жадности было как раз ожидание удовольствия.

Жадность делает нас порочными

Жадность заставляет вас красть. Помните Ахана и последствия его греха?

Люди убивают из алчности. Три человека нашли золото. Они послали одного в город за хлебом и вином, чтобы они могли отпраздновать.

Пока он отсутствовал, оставшиеся двое замыслили убить его. Когда он вернулся, они убили его. Но он отравил вино, которое принёс. Поэтому, когда они его выпили, они тоже умерли. Когда их нашли, рядом с золотом лежали три мертвеца.

Она вынуждала пророков пророчествовать ложь. «Изумительное и ужасное совершается в этой земле», — восклицает Иеремия. Что же такое страшное совершалось в Израиле? Вражеские силы перешли их границы? Мошки вернулись? Густая тьма опустилась на всю Иудею? Нет, всё это можно было бы посчитать благословением по сравнению с ужасным бедствием, которое видел этот бунтующий пророк. «Изумительное и ужасное совершается в этой земле: пророки пророчествуют ложь…» (Иер. 5:30, 31).

«За то жён их отдам другим, поля их — иным владельцам; потому что все они, от малого до большого, предались корыстолюбию; от пророка до священника — все действуют лживо» (Иер. 8:10).

Она заставляет людей лгать. Гиезий, слуга Елисея солгал из-за своей жадности (2 Цар. 5).

Из-за неё люди оставляют веру. Одним примером может служить Димас, который «возлюбил нынешний век». В Библии также говорится:

«А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол — сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:9, 10).

Жадность можно победить

Жадность — смертный грех, но его можно победить. Мы должны, с Божьей помощью, научиться контролировать наши желания. Нашей первой целью всегда должен быть поиск царства.

«Ищите же прежде Царства Божьего и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).

Вот в таких рамках мы должны подходить ко всем нашим другим нуждам и желаниям. Как Павел научился быть довольным, так и мы должны: «О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2).

Деньги — это не самоцель, а только средство, ведущее к цели. Они будут тиранизировать нас, если им позволить, но мы властвуем над ними и доказываем, что мы их господа, когда направляем их на цели, которые мы сами выбрали для себя и которые наш разум и совесть одобряют.

Кротость, гордость и смирение | С Богом по жизни | Дзен