Нейлон 100%. СССР, 1973. Режиссер Владимир Басов. Сценаристы Самуил Шатров, Владимир Басов (по мотивам повести С. Шатрова «Нейлоновая шубка»). Актеры: Владимир Басов, Валентина Титова, Нина Агапова, Микаэла Дроздовская, Евгений Весник, Нина Крачковская, Евгений Евстигнеев, Владимир Этуш, Леонид Куравлёв, Римма Маркова, Михаил Пуговкин, Муза Крепкогорская, Наталья Крачковская, Леонид Каневский, Владимир Этуш, Артём Карапетян, Юрий Белов, Борис Новиков, Юрий Волынцев, Эраст Гарин, Станислав Чекан, Раднэр Муратов, Эдуард Бредун, Николай Парфёнов и др. 13,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Привлеченные целой россыпью имен известных артистов, в год премьеры кинозрители довольно активно посещали кинозалы, где шла комедия «Нейлон 100%», но довольно часто выходили после сеанса разочарованными.
Причины такого рода разочарований пыталась выяснить в своей ироничной статье кинокритик Наталья Ильина (1914-1994), пришедшая к выводу, что «никакая это не комедия. Фильм загримирован под музыкальную комедию, вот и все. Главная же задача фильма такая: демонстрировать интерьеры и одежду. Перед нами киножурнал мод. Если это понять, все сразу становится на место… Демонстрируемые в фильме последние моды рассчитаны на самые широкие круги населения. Нам показывают фасоны для молодых и пожилых, для стройных и полных, а также рабочую одежду для лиц разных профессий. … Можно было бы откровенно дать киножурнал мод, пригласив для участия в нем профессиональных манекенщиков. Но авторы фильма решились на смелый эксперимент, задумав подать демонстрацию модной одежды и интерьеров как полнометражный художественный фильм. Был написан сценарий с попыткой сюжета, написаны музыка и стихи, приглашены киноактеры-профессионалы. Интереснейшая новация! Такое еще никем не пробовалось, и не обошлось, конечно, без просчетов. Невольно задаешь вопрос: а стоило ли пользоваться услугами актеров театра и кино? Дело в том, что актеры, привыкшие играть, вживаться, как говорится, в образ, пытались это делать и тут, насколько позволял сценарий. И получилось так, что игра, скажем, Евстигнеева или Этуша и ряда других отвлекала внимание зрителей от главного, от фасонов. … единственно, кто великолепно справился с задачей – это В. Титова. Ей удалось, храня одно и то же выражение лица во всех ситуациях, ничем не отвлечь внимания зрителя от пальто, костюмов, платьев и париков. А именно это и требовалось. … Фильм называется «Нейлон – 100%». А не лучше ли назвать его так: «Моды-73»? Это название предупредило бы зрителя о том, что его ждут, заставило бы его, не распыляя внимание, сразу сосредоточиться на главном. Сужу по себе. Я все пыталась усвоить сюжетную линию, понять логику характеров, затратив на эти безнадежные попытки много сил, и из-за этого не разглядела как следует ряд модных фасонов. Придется, видимо, смотреть фильм вторично» (Ильина, 1974: 55-57). Ильина Н. Интересная новация // Искусство кино. 1974. № 6. С. 51-57.
Итак, это было мнение кинокритика.
А каковы Ваши мнения, уважаемые читатели?
Александр Федоров, 2020