Если мы хотим быть подлинными учениками Христовыми, нужно не беспокоиться о земном устроении, потому что это не в нашей компетенции.
Все зависит только от общего состояния душ людей и от воли Божией.
Вся наша жизнь, ее земное устройство нам ярко демонстрирует, что без Бога все рушится. Бог есть Податель жизни.
И если бы мы в первую очередь устрояли свою жизнь духовную, если бы нас заботило, как мы молимся, насколько мы исполняем заповеди Божии, как мы понимаем Евангелие, — если бы мы этим жили, тогда все остальное, земное, оно бы нам приложилось само.
Господь видит, кто ищет единого на потребу, кто у ног Его сидит и слушает и принимает Его слова. Такого человека Господь не оставит.
Я вчера с одним батюшкой беседовал, и он говорит: «Как Господь заботится о нас, грешных». Ему понадобился маленький фонарик для хозяйственных нужд, но батюшке, естественно, некогда по магазинам ходить, и он решил: ну ладно, обойдусь так. И только это про себя сказал — на него фонарики посыпались горой. То один подарит, то другой. У него теперь в каждом кармане по фонарику, всем детям фонарики раздал.
Вот как Господь даже в мелочах показывает человеку: не беспокойся ни о чем, Я все знаю и помню и в нужный момент, не фонарики, а ищи Царствие Небесное.
Когда Богу будет угодно, когда Он сочтет нужным, когда увидит, что человек смирился, когда прошло у него это желание, то Господь отсыпает полную меру.
Так бывает во всем. Люди уходили в монастырь и в пустыню, чтобы ничего мирское их не беспокоило.
И что же? В монастырях возникало самое прекрасное искусство, самые лучшие библиотеки, самое замечательно организованное хозяйство. Вроде бы ушли от мира молитвой заниматься, чтением Священного Писания и святых отцов, а остальное все постольку поскольку. Действительно, что такое монастырская жизнь? Встают в пять утра — братский молебен, утреня, потом Божественная литургия, потом краткий отдых, потом обед, потом послушание и потом опять вечерняя служба и ночной сон.
Когда работать-то? Некогда, надо молитвой заниматься.
Возьмем любой монастырь — все в нем расцветает, и расцветает, и расцветает. Казалось бы, все силы уходят на молитву — а хозяйственная деятельность расцветает.
А другие с утра до вечера вкалывают, и «черные» субботы у них — и все равно все разваливается, ничего не получается.
Потому что без Бога ни до порога.
Протоиерей Дмитрий Смирнов