Кубок будет наш, мин херц!
«Эта команда, ребятки, два раза подряд занимала седьмое место. Охренеть! Чудовищно! Я тут не для этого, так что хватит страдать херней!» Эту фразу Антонио Конте впервые произнес в 2011 году, когда знакомился с игроками «Ювентуса». По легенде, в слегка модифицированном виде он повторял ее, когда впервые заходил в раздевалку «Интера» и «Скуадры Адзурры». Результаты не могут не впечатлять. С появлением нового тренера «Ювентус» превратился в команду-династию, сборная Италии с Джаккерини, Пароло и Стураро в составе едва не остановила чемпионов мира, а «Интер» сбросил с себя груз прошлых неудач. Впервые в истории итальянский клуб поборется за победу в Лиге Европы.
Ездил учиться в Голландию
В 2004 году Антонио Конте завершив карьеру и решил стать тренером. В новом качестве он мечтал вернуться в Турин, но отклонил предложение Фабио Капелло войти в штаб «бьянконери». Антонио понимал, что ему сначала нужно многому научиться. «Я хочу как можно быстрее сократить дистанцию, которая отделяет меня от лучших», – говорил он. Следуя примеру Арриго Сакки, который в молодости путешествовал и набирался опыта в ведущих европейских клубах, Конте отправился в Голландию.
Сначала он посетил несколько тренировок «Аякса», но цель была иной – ознакомиться с методиками Луи ван Гала – тренера, в бескомпромиссном соперничестве с которым закалялся характер легендарного «Ювентуса» девяностых. Вместе с будущей женой Элизабеттой он отправился в спортивный центр «АЗ» на открытую тренировку, но ван Гал на ней отсутствовал. На следующий день занятие было закрытым, и им преградил путь здоровенный охранник, с которым Конте поговорил на ужасном английском, назвавшись old player. Но это не помогло: «старого игрока» и его подругу приняли за шпионов и попросили удалиться.
Позднее Конте детально изучил методы ван Гала, интегрировав некоторые из них в собственную систему игры. После посещения Голландии Антонио будто подменили – он признавался, что построение с высоко расположенными полузащитниками в схеме 4-2-4 – то, чем он славился в первые годы работы в «Бари», – он позаимствовал как раз у голландцев. Самого же экс-тренера «Аякса», «Барселоны» и «МЮ» Конте называет учителем.
Антонио Конте не типичный итальянский тренер, его футбол содержит элементы разных школ. До него в Италии за последние 50 лет подобное практиковали только новаторы Арриго Сакки и Томмазо Маэстрелли. Стремление привнести нечто новое в кальчо отмечали еще преподаватели Конте в академии Коверчано, которую он окончил с отличием. Антонио готов учиться даже у идеологических противников – он всегда уважительно отзывается о Зденеке Земане, хотя упоминание имени богемца режет слух каждому, кто связан с «Ювентусом».
Ввел моду на парики
После облысения Антонио Конте подвергся процедуре трансплантации волос в одной известной клинике. Но этот факт не мешает недоброжелателям издеваться над тренером всеми доступными способами. Больше других преуспели болельщики «Фиорентины». Несколько лет назад одной из самых популярных кричалок флорентийских тифози было: «Антонио Конте теряет волосы, Антонио Конте носит парик!» Не отставали и «россонери». Однажды на «Сан-Сиро» устроили настоящую баннерную атаку на Антонио: «Твои волосы даже фальшивее, чем деньги монополий». Вдобавок каждый, кто хоть чуточку владеет графическим редактором, выкладывает в сети коллажи, на которых Конте изображается в женских париках.
Первое время Антонио огрызался на подобные шутки, однажды порекомендовав Марко Матерацци пересадить мозг, но потом привык. На крики болельщиков он давно не обращает внимания, повторяя известную фразу Бенито Муссолини: «Чем больше врагов, тем больше чести». А Италию захлестнула мода на пышные шевелюры – примеру тренера «Ювентуса» последовали лучший бомбардир чемпионата мира-1990 Тото Скилаччи, экс-полузащитник «Наполи» Марко Донадель, не нуждающийся в представлении Вальтер Дзенга и еще много кто.
Неуравновешенный тип
У Антонио Конте тяжелая рука. По свидетельству Андреа Пирло, тренер любил кидать различные предметы в опасной близости от футболистов: «В перерыве Конте заходит в раздевалку и, даже если мы выигрываем, начинает швырять в стену – как раз в мой угол – все, что ему под руку попадется. Чаще всего – пластиковые бутылки с водой. Конте становится прямо-таки зверем». Пирло не врет – у входа в раздевалку, как нарочно, стоит большой холодильник с напитком Powerade.
А еще тренер обожал развешивать газетные вырезки со статьями, где пишут гадости про его клуб, и зачитывать их футболистам. Потом в раздевалке происходит следующий диалог:
– С вас два евро!
– За что, Мистер?
– За газету.
Привычку носить с собой вырезки из газет Конте подцепил у своего тренера времен «Лечче» – Эудженио Фашетти.
Однако у Нене болезнь достигла критической стадии – он хватал за рукава несчастных журналистов и совал им под нос их творения, из-за чего быстро нажил множество врагов. Конте же лишь хочет, чтобы его игроки заряжались энергией, пусть и отрицательной.
Во время матчей Антонио не стесняется в выражениях. В «Юве» и «Скуадре Адзурре» больше других доставалось Леонардо Бонуччи, которому он регулярно угрожал убийством. Интересно, что Конте не изменил манеру поведения даже во время пандемии, когда матчи серии А проводились без зрителей. Антонио ничуть не смущало, что его вопли были слышны телезрителям. В гневе тренер страшен – некоторые футболисты признаются, что до сих пор при одном его виде испытывает дрожь в коленках. В прессу пока не просочилась информация, таскает ли Конте футболистов за бороды. Возможно, все дело в длине.
В Италии, где всегда ценились тренеры вроде Томмазо Маэстрэлли, про которого говорят, что он ни разу в жизни не повысил на футболистов голос, подобная манера поведения Антонио многих раздражает. Его же сторонники считают, что Конте таким образом болеет за общее дело, не прощая ни малейшей расхлябанности, но всегда быстро отходит и никогда подолгу не держит ни на кого зла. И это приносит эффект – неслучайно он с зелеными мальчишками произвел фурор на Евро-2016.
Антонио Конте – один из немногих тренеров в серии А, кто сумел так выстроить отношения с футболистами, что в любой момент может попросить их сыграть за него. Не за контракты, болельщиков или клуб, а лично за Антонио Конте.
Не представляет жизнь без победы
Когда в 2000 году «Ювентус» уступил скудетто «Лацио», Антонио с друзьями уехал в Египет, но во время отпуска не мог уснуть. Так он всегда реагирует на поражения. На его смартфоне красуется заставка: «Проиграть – значит умереть», а одно время в качестве мелодии звонка стояла композиция We are the champions группы Queen. Свою единственную дочь Конте также назвал в честь богини победы – Витторией.
С первого дня, как Антонио закончил карьеру футболиста, он мечтал о престоле занять пост тренера «Ювентуса». Даже своей подруге Элизабетте пообещал, что они сыграют свадьбу только после того, как он возглавит «бьянконери». Однако когда в 2009 году спортивный директор «Ювентуса» Алессио Секко заговорил о контракте, между ними состоялся следующий разговор:
– Знаешь, Антонио, мы в любом случае купим Диего.
– Хорошо, Алессио, но в моей команде он будет нападающим. Мы будем играть по схеме 4-2-4 или 4-2-3-1.
В результате руководство «Старой Синьоры» предпочло более сговорчивого Чиро Феррару, который поставил бразильца в зону трекварти. Конте не захотел поступаться принципами даже ради исполнения мечты.
Великий труженик
Возглавив сборную Италии тренеру стало ясно, что значительной части состава требуется огромный качественный скачок. У него же для этого нет ни ресурсов, ни времени. В первые дни после назначения Конте бросался на каждого, кто использовал традиционную формулировку, принятую при обращении к рулевому «Скуадры Адзурры».
Он орал на журналистов: «Запомните! Я не технический комиссар! Я – тренер национальной сборной!» И очень скоро все смогли прочувствовать разницу между этими понятиями, хотя он так загонял игроков, что рассорился с руководством «Юве».
Однако, когда того требовала ситуация, итальянцы атаковали или же садились в окопы, или включали и выключали прессинг, или перестраивались с 3-5-2 на 3-4-3 и обратно. А он носился по периметру технической зоны и искал малейшие изъяны в построениях противника, который в большинстве случаев намного превосходил итальянцев в индивидуальном мастерстве. У команды словно появлялся 12-й игрок, такого в сборной Италии не было никогда.
Растормошил черно-синее болотце
Доказательство – сегодняшнее участие «Интера» в финале Лиги Европы. Это случилось впервые в истории итальянского футбола. Для этого «нерадзурри» приняли сильнодействующее лекарство – Антонио Конте. Горько. Неприятно. Но эффективно.
Миланский клуб был отравлен эпохой Массимо Моратти, который в «золотые годы» кальчо потратил почти полтора миллиарда долларов, но имел КПД ниже, чем у паровоза. Президентство Эрика Тохира отличалось лишь тем, что при нем тратилось на несколько порядков меньше. Если бы не триплет 2010 года, все правление Моратти было бы признано провальным. Главный его недостаток – отсутствие стратегии. А также бессистемность, фаворитизм, любовь к игрокам, которые ни в грош не ставили клуб, и холодность к тем, кто был готов за него умирать.
«Безумный» – вот слово, которое точнее всего характеризует эту сторону «Интера». Неслучайно, что один из гимнов клуба, который в начале 2000-х придумал страстный болельщик «нерадзурри», называется Pazza Inter amala (Люби безумный «Интер»). Причем автор не имел никакого отношения к футболу, он связан с волейболом. Сочинять же гимн он начал 5 мая 2002 года – в проклятую для «интеристов» дату.
А ведь настоящий «Интер» – абсолютно другой. Да, мало кто видел вживую команду Эрреры, но ведь не так уж много времени прошло с тех пор, когда играли команды Трапаттони и Берселлини, которые по своему духу, структуре ДНК, философии были близки к «Ювентусу». Северный прагматизм, консерватизм, тактический цинизм, тренеры-сержанты, ставка на итальянцев – все это было присуще «Интеру» до тех пор, пока его не выпустил из рук Эрнесто Пеллегрини.
Антонио Конте вернул нам дух того «Интера». Выход из зоны комфорта был тяжелым. Расстановка – 3-5-2. Доверие итальянским талантам. Сплоченная раздевалка. При малейшем бунте – билет на выход. Первыми жертвами стали Икарди и Наингголан, которые идеально подходили для безумного «Интера», но не годятся для новой философии – клуб всегда прав и всегда на первом месте.
Великий реформатор
Когда весной 2013 года «Юве» уступил «Баварии» в четвертьфинале Лиги чемпионов стало ясно, что уровень игры «бьянконери» не соответствует лучшим европейским образцам. Легко разбираясь с внутренними врагами, «Синьора» спасовала перед жестким прессингом немцев. «Наш футбол устарел», – тогда Конте бросил эту фразу в сердцах.
Он пытался модернизировать «Юве», и, хотя те реформы не принесли желаемого результата, команда побила все мыслимые рекорды в серии А и оказалась готова к следующему этапу развития уже с новым тренером.
В «Челси» он с первого захода покорил английскую премьер-лигу, использовав инновационную расстановку 3-4-3.
Со сборной Италии же он совершил настоящий тактический прорыв. Никогда не забуду конференцию известного итальянского тактического гуру Массимо Луккези для профессиональных тренеров, на которую меня пригласили в качестве журналиста.
На экране – видео матча Италия – Бельгия на Евро-2016. Схема 3-5-2 против 4-2-3-1. «Адзурри» отбирают мяч и развивают фланговую атаку. После каждого игрового действия эксперт нажимает на паузу и подробно объясняет происходящее, иллюстрируя стрелочками на доске. Шаг за шагом. Нота за нотой. В его интерпретации каждое действие команды Антонио Конте выглядит продуманным – они заставляют бельгийцев принимать решения. Бежать за своим игроком или бросать зону? Это как игра в наперстки в Римини. Любой выбор – ошибочный. Вот против крайнего полузащитника выходит центральный защитник, освобождая зону, и итальянцы этим сразу же пользуются. Либо ты оставайся в центральной зоне, либо смещайся. Выхода нет. А Конте в эти минуты беснуется и сыпет проклятиями на бровке. Стоп. Пауза. Перемотка назад. За работой мастера можно наблюдать бесконечно.
Последний гладиатор, как окрестил Антонио Конте римский журналист и болельщик «Ювентуса» Стефано Дискрети, войдет в историю кем угодно, но ни в коем случае не равнодушным.
P.S.
– А что разбила нас тогда «Бавария» с «Бенфикой» – наука. Еще раз пусть разобьют, а Лиге Европы и Лига чемпионов будут наши. Вот приведи сейчас ко мне Юппа Хайнкеса, встал бы я и, ей-богу, поцеловал. Спасибо скажу, что побил ты меня. И прессинговать научимся, и побеждать научимся. Возьмем аргентинцев, испанцев. Своих чертей заставлю ерша хвостом вперед глотать!
– Мин херц, неужто все это у нас будет?