Найти в Дзене

Битва за Москву: был ли знаменитый звонок Сталина Жукову?

На всякий случай, я сразу напомню, о каком именно телефонном звонке идёт речь. В книге «Воспоминания и размышления» он описан так:

Не помню точно какого числа — это было вскоре после тактического прорыва немцев на участке 30-й армии Калининского фронта — мне позвонил И. В. Сталин и спросил:
— Вы уверены, что мы удержим Москву? Я спрашиваю вас об этом с болью в душе. Говорите честно, как коммунист.
— Москву, безусловно, удержим. Но нужно еще не менее двух армий и хотя бы двести танков.
— Это неплохо, что у вас такая уверенность. Позвоните в Генштаб и договоритесь, куда сосредоточить две резервные армии, которые вы просите. Они будут готовы в конце ноября. Танков пока у нас нет.

Использован этот эпизод и в советском кинематографе, в киноэпопее «Битва за Москву»:

Был ли такой разговор? Скорее всего нет, и его придумали авторы книги. В этом нет ничего удивительного, сейчас уже многое из написанного в «Воспоминаниях и размышлениях», либо опровергнуто, либо, как минимум, не подтверждается документами.

В любом случае, именно в таком виде разговор кажется маловероятным. Подобная «лирика»: «Отвечайте, как коммунист», могла быть на митинге, под теле- или кинокамеры, словом для широких масс. Ну или в непринужденной обстановке и под большое количество коньяка и «Киндзмараули». Разумеется, в шутливом тоне.

Но я бы обратил внимание больше не на «лирическую» часть, а на военную.

Две армии Сталин обещает дать и:

Через полчаса мы договорились с А. М. Василевским о том, что Западному фронту будут переданы 1-я ударная и 10-я армии, а также все соединения 20-й армии.

На самом деле такого быть не могло. 20-й армии генерала А.А. Власова тогда ещё и в проекте не существовало, её начали создавать позже, на базе оперативной группы полковника А. И. Лизюкова, на основании директивы Ставки ВГК от 29 ноября 1941 года.

10-я армия генерала Ф.И. Голикова тогда ещё номера не имела, а существовала как резервная и формировалась в Приволжском округе. А 1-я ударная армия генерала В.И, Кузнецова на тот момент ещё была 19-й общевойсковой. Впрочем, это мелочи, которые на фоне остальных несущественны. Я их привёл для общей информации.

А обратить внимание я бы хотел на фразу о танках, точнее, на их отсутствии. Нехватка танков вписывается в общую картину битва за Москву, когда немцы наступали огромными силами, а совсем немногочисленные советские части и соединения с трудом держали оборону.

Надо сказать, что с одной стороны, в ноябре 41-го так и было. Да и не могло быть иначе. Всё-таки перед этим под Вязьмой были разгромлены огромные силы Красной Армии, точное число потерь до сих пор неизвестно. После такого поражения вообще удивительно, что ещё нашлось, кому вести боевые действия. Но как-то при этом, всегда забывают, что и немцам эта победа далась немалой кровью.

Я бы даже отметил какое-то неуважение к тем армиям, которые погибли в Вяземском котле, да и не только к ним. Если смотреть советские источники, то получается, что численный состав войск Вермахта в ходе битвы за Москву практически не менялся, не убывал. Как будто и потерь не было у них. Хотя тут же описывается, как наши красноармейцы немецкие танки жгли десятками, и фашистов косили сотнями.

Как-то даже странно напоминать, что немецкие войска в ходе наступления на Москву понесли огромные потери, и к концу ноября уже какие-то жалкие остатки от прежних дивизий пытались прорываться к столице.

Так вот Жуков как бы просит у Сталина всего лишь две сотни танков, но их нет. Как сказали бы сегодня, нет от слова вообще. Давайте посмотрим, что же было в реальности.

В тех же «Воспоминаниях и размышлениях» написано:

С утра 16 ноября вражеские войска начали стремительно развивать наступление из района Волоколамска на Клин. …
На истринском направлении наступали две танковые и две пехотные немецкие дивизии. Против наших 150 легких танков немцы бросили 400 средних танков.

Не указано, какие советские танки считали, но с немцами система понятна. Раз две танковых дивизии, значит в каждой по две сотни танков, простая арифметика.

Теперь давайте уйдём от литературы к документам. В обзоре действий наших войск под Москвой есть такие цифры, относящиеся как раз к той же дате и тому же участку.

Оперативный обзор действий войск Западного фронта (ноябрь 1941 г. - февраль 1942 г.). ЦАМО, Фонд: 208, Опись: 2511, Дело: 1039
Оперативный обзор действий войск Западного фронта (ноябрь 1941 г. - февраль 1942 г.). ЦАМО, Фонд: 208, Опись: 2511, Дело: 1039

Здесь у немцев упомянуты четыре дивизии и в них 600 танков. Это уже данные разведки, хотя и завышенные, но так всегда бывает. А вот количество советских танков, скорее всего правильное, не верить этим цифрам основания нет.

Конечно, для пяти бригад и одной дивизии маловато. Особенно учитывая, что в 58-й танковой дивизии к тому времени подавляющее большинство из 198 её танков было на ходу. Но с другой стороны, танковые бригады, приданные 16-й армии Рокоссовского (о которых идёт речь), только что проводили наступательную операцию в районе Скирмановского плацдарма. Потому в 28-й танковой бригаде оставалось к началу немецкого наступления осталось лишь 2 КВ, 1 Т-34 и 3 Т-30, а в 27-й бригаде 1 Т-34 и 6 Т-60.

Так что Рокоссовский располагал 230 танками. Но у немцев на самом деле танков было несколько меньше, чем насчитала разведка.

К началу ноябрьского наступления есть следующие данные по 4-й танковой группе:

  • 2-я танковая дивизия (плюс огнемётный танковый батальон) — 127 танков;
  • 5-я танковая дивизия — 99 танков;
  • 10-я танковая дивизия — 87 танков;
  • 11-я танковая дивизия — 56 танков.

То есть немцы имели 369 исправных танков, причём эта была самая сильная из танковых групп, а две её дивизии (2-я и 5-я) прибыли на фронт перед самым наступлением на Москву. К началу операции «Тайфун» списочный состав 4-й танковой группы составлял 727 машин, и значительная часть их была на ходу и вполне боеспособна. Но уже к 16-му октября осталось по списку 710 танков, из которых лишь третья часть была исправна. За месяц смогли отремонтировать довольно много танков.

Но при этом немецкие потери росли. Я не нашел пока общих данных по 4-й танковой группе к концу ноября, но во 2-й группе на 23-е ноября было 38 танков на ходу, в 3-й — 77. Так что порядок примерно ясен.

При этом, войска Западного фронта отнюдь не были обижены отсутствием подкреплений, в том числе и в танках. В Солнечногорской операции 16-ю армию усиливают шестью бригадами и тремя отдельным батальонами, а это побольше двух сотен танков, которые якобы не мог выпросить Жуков.

Оперативный обзор действий войск Западного фронта (ноябрь 1941 г. - февраль 1942 г.). ЦАМО, Фонд: 208, Опись: 2511, Дело: 1039
Оперативный обзор действий войск Западного фронта (ноябрь 1941 г. - февраль 1942 г.). ЦАМО, Фонд: 208, Опись: 2511, Дело: 1039

Как можно увидеть из приложенного ниже документа, к началу наступления Западного фронта в декабре, имелось 508 исправных танков.

Что касается указанных в документе 845 немецких танков, то эта цифра сильно завышена. Минимум, втрое.

Такая вот арифметика.

В продолжении темы я бы порекомендовал вам две моих статьи:

Сколько же танков Вермахт двинул на Москву

и

Сталиногорская битва

И маленькое объявление в конце:
Уважаемые друзья.
Я хочу переиздать свою книгу по составу и вооружению немецкой армии во Второй Мировой войне. До сих пор никаких серьёзных справочников на русском языке не издано, да и в Рунете сайтов толковых нет.
Может быть, кто-то из тех, кто интересуется историей войны захочет мне помочь? Понадобится помощь в обработке, оформлении, может иногда и в поиске материалов.
К сожалению, сейчас издание книг дело не прибыльное, чаще даже убыточное, но, может быть, у кого-то будет интерес и свободное время?
Кому интересно - пишите на почту
nwt@nweb.su