У нас получилось! За лето мы не забыли то, что изучали. Вчера состоялся урок, на котором мы "пробежались" по всем основным позициям, всему, что изучали весной. Были, конечно, небольшие заминки, не без этого, но основа, ядро того, что стоило освоить, прижилось... и более того, мы даже по своей инициативе, освоили новые слова. Как это у нас вышло? Обычно за лето всё выветривается....
Секрет прост - знания были постоянно "в ходу", знания были встроены в повседневную жизнь ребёнка. Весь прошлый год внимательно изучал, учился быть полезным для моей очень непростой ученицы. Это маленький лидер, "львёнок", при этом очень талантливый. Уверен, её ждёт большое будущее.
Знание должно быть живым, настоящим - чтобы каждый его кусочек можно испытать на прочность тут же, едва получив. Тогда даже домашние задания ребёнок может определять, задавать себе сам, делясь находками и всё дальше углубляясь, обнаруживая новое.
Урок всегда начинаю с беседы. Да-да, не с разминки, быстрого повторения пройденного и тому подобного, а с беседы, в которой стараюсь уловить, на что именно настроен сегодня ученик, что его/её более всего беспокоит. Обмен двумя-тремя репликами позволит выяснить ситуацию не только на индивидуальных занятиях, но и в классе. Важно услышать не свой голос, а именно голос ребёнка. Это камертон, по которому настраиваю весь урок, иногда даже кардинально меняя тему.
Знание может представлять какую-то ценность для человека только в связи с его деятельностью - остальное будет осыпаться как шелуха, лишенное возможности укорениться. Понадобятся титанические усилия, многочисленные повторения, зубрёжка. Но и это едва ли поможет. Информация не приживётся, и не пойдёт дальше кратковременной памяти, если не найдёт "зацепок" за реальную жизнь ребёнка.
Помню, как удалось однажды оживить английский язык для одной из моих учениц, когда мы стали разбирать рецепты разных блюд на английском языке. Английский никогда не был и не стал её любимым предметом. Прошло уже пять лет с тех пор, и ученица моя выросла и стала... замечательным поваром =) Нет-нет, это исключительно её выбор, я тут не при чём, но Вы бы видели её глаза, когда мы разбирали рецепты. На то время английский перестал быть чуждым для неё.
Конечно, хорошо было бы увлечь настолько, чтобы ученик разделил Вашу любовь к предмету, но не цель, в этом есть элемент никому не нужного насилия. Почему Вы решили, что ребёнок должен любить Ваш предмет? Ребёнок Вам ничего не должен. Мы можем лишь помочь - дать эффективные инструменты для будущей жизни ученика, а для этого нужно хорошо знать его жизнь. Как иначе вообще можно помочь?
Снова напрашивается аналогия с медициной. Извините за сравнение, но оно очень хорошо иллюстрирует мысль - новое знание как пища может обогатить человека, может, не задержаться совсем, а может отравить его жизнь. С обучением тоже требуется разборчивость и учёт индивидуальных особенностей.