«Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. ...Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: “Много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их”» (Прит. 31:10, 28, 29).
Притчи очень красиво говорят о благочестивой женщине. Муж уважает ее, она приветлива с ним и помогает ему содержать семью. Она вкладывает всю свою душу в трогательную заботу о муже и детях. В делах она проницательна. Она сочувствует бедным и помогает им. Ее речи разумны. На ее любовь члены семьи отвечают взаимностью, все они восхищаются ею и хорошо о ней говорят. Ее дела прославляют ее (Прит. 31:10-31). “Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы” (Прит. 31:30).
Добродетельную женщину высоко ценят в обществе, а дома она оказывает хорошее влияние. “Кто нашел добрую жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа” (Прит. 18:22). “Благонравная жена приобретает славу” (Прит. 11:16). “Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа” (Прит. 19:14).
Женщины - это сила или падение многих мужчин и многих семей. Мы читаем: “Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его” (Прит. 12:4); “Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками” (Прит. 14:1).
МАТЬ
Влияние жены в доме нельзя переоценить. Ее жизнь оказывает огромное воздействие на семью; обычно из двух родителей она проводит больше времени с детьми, чем их отец. Тот путь, которым идут дети, часто отражает жизнь матери.
Особое наставление дается отцам в отношении воспитания детей. Павел пишет: “И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем” (Еф. 6:4). Это может указывать на то, что для женщин естественно наставлять детей, тогда как мужчины иногда пренебрегают этой обязанностью. Однако общую и окончательную ответственность несет отец. Примером может служит порицание Илия за то, что тот не наказывал своих сыновей (1 Цар. 2:29, 30; 3:13, 14). Божье обещание благословить Авраама было увязано с требованием к нему учить своих детей и свой дом жить так, как угодно Богу (Быт. 18:19).
Конечно, и с матери не снимается важная обязанность воспитывать своих детей. Не Иосиф, а Мария сделала выговор Иисусу за то, что Он остался в Иерусалиме: “Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великой скорбью искали Тебя” (Лк. 2:48). Павел говорил о тех, кто оказал влияние на веру Тимофея: “Приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе”. Замечательные женщины воспитывают замечательных детей.
Дети обязаны слушаться родителей. В завете, который Бог заключил с Израилем, Он наставлял детей почитать своих матерей и отцов (Исх. 20:12; Втор. 5:16). Соломон давал такие советы своему сыну:
«Слушай, сын мой, наставление отца твоего, и не отвергай завета матери твоей» (Прит. 1:8; 6:20).
«Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состареет» (Прит. 23:22).
«Торжествует отец праведника, и родивший мудрого радуется о нем. Да веселится отец твой и да торжествует мать твоя, родившая тебя» (Прит. 23:24, 25).
Новый Завет подхватывает эту тему. Павел цитирует из старого завета и велит детям почитать своих отцов и матерей (Еф. 6:2), прежде дав им такое наставление: “Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость” (Еф. 6:1). Он также говорит: “Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу” (Кол. 3:20). Так как слово “родители” подразумевает и отца, и мать, то детям заповедано слушаться мать наравне с отцом. Матери и отцы сообща должны наставлять своих детей. Дети, которые не повинуются своим матерям, не исполняют Божью заповедь.
Описывая безбожное языческое общество, Павел говорит, что дети у них не почитают и не слушаются своих родителей, значит, в том числе и матерей. Те, кто относится к своими родителям подобным образом, перечислены среди убийц, ненавистников и безрассудных (Рим. 1:28-31), а также среди самолюбивых, грубых, не любящих добра и предателей (2 Тим. 3:2-4). Некоторые, как сказано, являются даже убийцами отцов и матерей (1 Тим. 1:9; Современный Перевод).
По закону Моисея детей, презрительно отзывавшихся о своих отцах или матерях, ждало суровое наказание. В Лев. 20:9 говорится: “Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти. Отца своего и мать свою он злословил; кровь его на нем” (см. также Втор. 22:18-21).
К матерям и женщинам вообще нужно относиться уважительно. Павел учил Тимофея с пожилыми женщинами обращаться так же почтительно, как со своей матерью, а с молодыми - со всей чистотой, как с сестрами (1 Тим. 5:2). Это показывает отношение Павла к женщинам и то, какая честь должна воздаваться матерям и всем женщинам. В Новом Завете говорится, что женщины, которые живут для Иисуса, достойны наивысшей оценки.
ЖЕНА
Те наставления, которые старшие женщины должны давать более молодым, говорят о том, какую важную роль играет жена в семье:
«Чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру, чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Тит. 2:3-5).
Эти наставления указывают на то, что молодые жены должны быть хорошими матерями. Они должны любить мужей (греч. филандрус) и детей (греч. филотекнус). Любовь, которую они проявляют к своим мужьям и детям, выражена словом филиа, а не агапе. Это слово, по- видимому, использовано для того, чтобы подчеркнуть эмоциональную дружескую привязанность, которую должна иметь женщина к своему мужу и своим детям. Такой любви вполне можно научить и достичь.
Жены также должны быть ойкурус, что буквально означает “домашними работницами”. Это слово в Новом Завете встречается только в Тит. 2:5. Смысл сказанного женщинам - в отличие от мужей, обязанность которых обеспечивать семью - в том, что они должны вести домашнее хозяйство. До какой степени это требование является ограничительным, в стихе не оговаривается, однако из описания достойной женщины в Прит. 31:14, 16, 24 можно понять, что ее деятельность не ограничивается только домом. Путешествия и деятельность Прискиллы (Деян. 18:18) также указывают на то, что женщины не были ограничены исключительно домом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нельзя переоценить значение христианки в доме. На всем в доме лежит отпечаток ее, женской руки, чего мужчина дать не в состоянии. Ее нежность, ее понимание, ее любовь и ее кроткий нрав дают то, чего не может дать никто другой. Дети ищут у нее силы и ободрения, совета и помощи, а также многого такого, на что мужчина порой просто не обращает внимания. А больше всего она учит детей почитать Бога, своего отца и стоящих у власти. Она воспитывает детей не только словами, но и каждым своим шагом, настроением и поступком. Своим старательным служением Богу женщина в доме заслужит похвалу мужа и детей, а также Бога.
👉🏻 Подбор и покупка туров (Реклама. ООО "Онлайн Тревел Групп". ИНН 7708398818)