Садимся в машину времени "Музыкальный экспресс", пристёгиваемся, что бы не укачало, и с ветерком отправляемся в 1969 год, в Старую Добрую Англию...
...Сотни клубов в одном только Лондоне переполнены волосатыми подростками, закинутыми кислотой, накуренными ганжой, и жаждущими новых открытий. Молодежь искала новую музыку, новый кайф, неведомые ранее ощущения.
Если есть спрос, будет и предложение. Как грибы после дождя, появлялись всё новые и новые музыкальные группы, открывающие для кайфовавшей публики неведомые ранее горизонты.
Поиском и продвижением таких команд на музыкальном рынке занималось несколько звукозаписывающих лейблов, в частности Deram и Harvest, но сегодня я немного расскажу о легендарном лейбле Vertigo Records, поскольку именно он открыл команду Beggar's Opera, о которой сегодня пойдёт речь.
Идея создать новый лейбл пришла в голову некоему Олафу Виперу, менеджеру Дасти Спрингфилд. Он представил Дику Лихи, одному из боссов подразделения Philips в Великобритании, проект сублейбла, который бы раскручивал новые, "прогрессивные" группы, ещё не попавшие в поле зрения более расторопных коллег по рекорд-индустрии.
Будучи фанатом фильма Альфреда Хичкока "Головокружение", Дик Лихи предложил название Vertigo ("Головокружение" по-русски). Практически сразу был утвержден дизайн логотипа, знаменитая спираль, сегодня известная любому меломану как Swirl (вихрь), или просто "Сверло". Придумала этот, ставший культовым образ, дизайнер Линда Гловер.
Дизайн "пятака" сыграл огромную роль в популяризации нового лейбла. Первая сторона пластинки долгое время оформлялась наклейкой, на которой рисунок "сверла" занимал всю поверхность, без надписей, так что во время вращения пластинки на проигрывателе он гипнотизировал слушателей, создавая 3D эффект. Легко представить, как это воспринимали подростки начала 70-х, предварительно подготовившиеся к музыкальному трипу при помощи кислоты или "травки"!
... Основанная в 1969 году в Глазго, группа Beggar's Opera к началу 1970 г. подписывает контракт с Vertigo Records сразу аж на четыре альбома, и записывает/выпускает первый - "Act One". Надо полагать, менеджеры Vertigo были сражены наповал компетентностью членов группы и предоставленным музыкальным материалом, если решили выпустить четыре альбома подряд неизвестного в широких кругах коллектива.
Группу организовали три друга из Глазго, Шотландия, которые вместе играли в школьной команде The System до 1966 года: гитарист Рикки Гардинер , вокалист Мартин Гриффитс и басис-гитарист Маршалл Эрскин. Барабанщик Рэймонд Уилсон был найден по объявлению в газете, но главным приобретением оказался органист Алан Парк, который сыграл, можно сказать, решающую роль в саунде группы.
Идеологом команды, которая взяла себе название с одноименной оперы XVIII века Джона Гая "Опера нищих" (Beggar's Opera), был скорее всего, Рикки Гардинер, что можно заключить, прочитав его интервью:
" Самым ранним моим влиянием была итальянская опера, которую регулярно играли дома. По-видимому, в возрасте двух лет я мог петь многие арии на итальянском языке. В результате я склонен играть на гитаре так, как будто она говорит."
" Я основал Beggar's Opera в 1969 году с целью непредвзятого изучения музыки. Развитие музыкальных идей было достигнуто демократическим путем. На самом деле, весь опыт группы был для меня интересным экспериментом в области демократии и был отличной учебной площадкой, где работа и взаимоотношения личностей могли быть очень непростыми в тесном контакте. Тесная близость участников группы в течение длительных периодов времени и при различных уровнях стресса, переутомления и недосыпания выявила любопытные паттерны поведения.
В музыкальном плане группа представляла собой интересную смесь влияний. Сильное классическое влияние оказали Алан Парк и Вирджиния Скотт. Барабанщик, Рэй Уилсон, был похож на дикаря и носил шотландский килт, длинную бороду, большую шляпу и ничего больше. Он был поклонником Джинджер Бейкер. Первый басист, Маршалл Эрскин, имел большой опыт в популярной музыке, как и его преемник Гордон Селлар. Наш первый певец, Мартин Гриффитс, восхищался Фрэнком Синатрой и любил вкладывать много драматизма в своё пение, чтобы добиться максимального эффекта. Он был очень театральным.
Его преемник Пит Скотт прошел многолетнее классическое обучение, но его большой любовью был блюз, в котором он был экспертом, гастролируя по США с Савоем Брауном. Линни Патерсон последовала за Питом, а он был рок-певцом. Когда мы начали играть зимой 1969 года, то быстро добились успеха. Мы стали самой быстрорастущей группой Шотландии. Затем успех последовал в Германии на большой британской рок-встрече в Шпейере и распространился по всей Европе. Мы жили в Лондоне, и когда не гастролировали по Европе, играли в Лондоне и пользовались признанием большого количества поклонников."
Итак, первый альбом группы, названый ''Act One'', и оформленный известным фотографом-сюрреалистом Маркусом Кифом (тем самым, который создал обложки для первых трех альбомов Black Sabbath), был записан в 1970 году в студии De Lane Lea Studios, Холборн, Лондон.
Альбом записан очень просто, без наложений и почти без спецэффектов, и напоминает концертник. Это не всегда хорошо, но в этом случае создаёт эффект присутствия и вызывает полное погружение в создаваемую прямо на твоих глазах музыку.
Некоторые критики сравнивают звучание ''Act One'' с саундом группы The Nice и Deep Purple первого созыва. На мой взгляд, общее здесь только виртуозная игра на органе Хаммонда, и использование классических элементов. В целом же, несмотря на неизбежные параллели, Beggar's Opera звучит невероятно свежо и оригинально!
Мартин Гриффитс - ведущий вокал.
Рикки Гардинер - соло-гитара, вокал.
Алан Парк - орган, фортепиано.
Маршалл Эрксин - бас-гитара.
Рэймонд Уилсон - барабаны
"Poet and Pesant" (Поэт и Крестьянин) - здесь, достаточно вольно, использована музыка Франца фон Суппе, (18 апреля 1819 – 21 мая 1895), австрийского композитора, автора оперетт, которых он написал аж 40 штук! Первое исполнение этого умопомрачительного кордебалета датируется 24 августа 1846 года. Преемственность, однако. Впечатляет драматичный вокал Мартина Гриффитса, который местами ржёт, аки конь. Но главное, конечно, барочный орган Алана Парка, который иногда вступает в диалог с гитарой Рикки Гардинера, что и наводит на мысль о Deep Purple.
"Passacaglia" - а эта, не менее прекрасная вещица, уже за авторством Джорджа Фридриха Генделя (passacaglia-Suite in g-minor, HWV432). Любопытно звучит голос Гриффитса, как будто пропущенный через угольный микрофон, что отправляет нас прямиком в 20-е годы. Сейчас это воспринимается как тройное ретро! Середина композиции - хард-фанк. Третья часть, в целом, повторяет первую.
"Memory" - а эту, вполне "роковую", короткую песню, с лёгким налётом "испанщины", написал басист группы Маршалл Эрксин.
"Raymond's road" - попурри на темы из классических произведений, от Баха до Грига. Настоящий музыкальный калейдоскоп! Викторину можно проводить... Одна мелодия сменяет другую, за ней следует третья, четвёртая, пятая, и так по кругу, пока голова не закружится! И гитара, и орган показывают себя во всей красе, заражая слушателя своей безудержной энергией.
"Light Cavalry" (Лёгкая Кавалерия) ещё одна обработка произведения уже известного нам Франца фон Суппе, первое исполнение 21 Марта 1866. Умели же предки повеселится!
''Act One'' - это отличный альбом, к сожалению, несправедливо забытой группы Beggar's Opera. Главное их отличие от похожих по звучанию The Nice и Deep Purple I, это полное отсутствие джазовых элементов. Это рок, каким он мог бы быть в середине XIX века! Ритм, драйв, классические гармонии, и ни какого "чёрного", блюзового влияния. Почти химически чистый "белый" рок.
Дорогие друзья! Если вам понравилась статья, и вы хотите поддержать её автора, переведите любую сумму на карту Сбербанка:
2202 2017 5668 2940
АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ С
Заранее спасибо!
Ещё о группе Beggar's Opera вы можете прочитать у меня здесь:
Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities Там же можно и послушать альбомы, о которых идёт речь.