Все новые статьи на моем канале в Телеграм: https://t.me/Prog_rock_rarities
"В моей машине времени
Мы можем мечтать.
Вдали от мира,
И всех его забот."
/"Time Machine" /
Как известно, группа из Глазго Beggar's Opera заключила в 1969 году с компанией Vertigo Records контракт на запись сразу четырёх альбомов. Первый, "Act One", появившийся в 1971 году, оказался вполне удачным, и группа приступила к записи второй пластинки, которая получила название ''Waters Of Change''. Работа велась в лондонских студиях Command Studios и De Lane Lea Studios. Удивительно, но вторым инженером на альбоме числится великий Мартин Берч! Чудеса, да и только... Мартин Берч, на минуточку, это человек, который сделал звук Deep Purple (и связанных проектов, типа Rainbow), Iron Maiden, и ещё нескольких культовых групп. А начинал он, как выяснилось, с Beggar's Opera. Такие дела.
Состав команды к этому времени претерпел некоторые изменения. Вирджиния Скотт, жена главного идеолога группы, гитариста Рикки Гардинера, помимо обязанностей композитора, заняла место за меллотроном, прекрасно дополнив его фантастическим звуком работу органиста Алана Парка. Маршалл Эрскин к этому времени покинул группу (правда он сыграл на флейте в композиции "Festival"), и на бас-гитаре в этом альбоме играл Гордон Селлар.
В ''Waters Of Change'' группа поменяла музыкальные ориентиры, и вместо Deep Purple первого созыва и The Nice, мы теперь слышим отсылки к Moody Blues, Barclay James Harvest и Cressida. На удивление, в этом альбоме звучит авторская музыка, и почти нет цитат из великих композиторов прошлого. Очевидно, Рикки Гардинер не захотел эксплуатировать удачный рецепт первого альбома, а находился в творческом поиске.
Стиль Beggar's Opera трудно определить. Присутствует много симфонических моментов, местами ощущается влияние шотландской народной музыки, и, всё-таки, вокал Мартина Гриффитса - это определяющий аспект звучания группы. Его мелодраматический стиль иногда заставляет вспомнить о мюзик-холле, группе Queen, и незабвенном Фредди Меркури... Впрочем, сходство не такое и большое, на самом деле. Несмотря на все наслоения, этот альбом, в основном, можно определить, как органный прог-рок.
Рики Гардинер - соло-гитара, вокал, акустическая гитара.
Мартин Гриффитс - ведущий вокал.
Алан Парк - орган, фортепиано.
Гордон Селлар бас- и акустическая гитары, вокал.
Вирджиния Скотт - меллотрон, вокал.
Рэймонд Уилсон - ударные.
"Time Machine" - эпичнейшая вещь. Торжественный вокал Мартина Гриффитса, мощный Хаммонд Алана Парка , мистические звуки меллотрона Вирджинии Скотт, и оттеняющие это гитарные вставки Рики Гардинера. Всё эта красота поддерживается ровной работой бас-гитары Гордона Селлара и барабанов Рэймонда Уилсона, заставляющей вспомнить о краут-роке. Неспроста, видимо, Beggar's Opera полюбили в Германии.
"Lament" - короткая интерлюдия в шотландском стиле, с органом вместо волынки.
"I've no Idea" - а эта композиция сделана в традиции кентерберийской сцены, и напоминает работы Caravan, например. Присутствует типичное для такой музыки длинное соло на органе Хаммонда, и мягкий, лиричный вокал.
"Nimbus" - инструментальный трек, последний на первой стороне пластинки. Это медленная, созерцательная, эмбиентная пьеса. Ведущий гитарист Рики Гардинер, играя ручкой громкости, умудряется создать навязчивый и устойчивый гитарный звук, в то время как меллотрон, орган, акустическая гитара и литавры устанавливают удивительно сложный фон.
"Festival" - весёлая, почти поп-песенка, в псевдо-народном, как бы кельтском стиле. Маршалл Эрскин здесь играет на флейте, не очень удачно, на мой взгляд.
"Silver Peacock (Intro)" - вступительная речь о серебряном павлине (Silver Peacoc), под "средневековые" фанфары.
"Silver Peacoc" - А что там играет в начале, в качестве вступления? Разве это не сочинение Баха? Сама же композиция построена на лёгком таком, как бы "средневековым" звучании, с красивым меллотроном, и любопытными органными пассажами.
"Impromptu" - ещё одна короткая интерлюдия. Акустическая гитара и виолончель, если не ошибаюсь. Не ясно только, кто на ней играет.
"The Fox" - местами звучит, как номер из чисто английского мюзикла, в рок-обработке. Те, кто видел спектакль "Моя прекрасная леди", поймут, о чём я. В целом же, красивая, сложная композиция, со сменами метра, темпа, мелодий и настроения. Отличное завершение альбома!
Очень любопытный альбом, настоящий калейдоскоп всевозможных музыкальных идей и разнообразных мелодий. Единственный недостаток, на мой взгляд, это то, что ''Waters Of Change" тщательно выверен и грамотно спродюссирован, и в нём нет того весёлого безумия, которое так радовало на первом альбоме.
На развитие канала:
Сбер 2202 2017 5668 2940
Алексей Константинович С.
Ещё о группе Beggar's Opera вы можете прочитать у меня здесь: