Найти тему

Программа «СОЮЗ»- «АПОЛЛОН»: стыковка «атмосфер»

15 июля 1975 года, состоялся совместный экспериментальный полет кораблей «Союз» и «Аполлон».

В составе экипажа «Союз-19» были А.А. Леонов и В.Н. Кубасов. В состав экипажа «Аполлон» входили Томас Стаффорд, Дональд Слейтон и Вэнс Бранд.

Схема совместного полета была следующей. 15 июля 1975г. стартовал космический корабль «Союз-19». Старт космического корабля «Аполлон» был осуществлен примерно через 7,5 часов после старта «Союза». После выполнения в течение первых суток ряда маневров корабли «Союз» и «Аполлон» были выведены на монтажную орбиту и примерно через двое суток после старта состыкованы. Затем на протяжении двух суток полет кораблей продолжался в состыкованном состоянии. Экипажи проводили совместные эксперименты. После расстыковки была произведена повторная стыковка. Все переходы с корабля на корабль члены экипажей выполняли без скафандров. Время, отведенное для сна, они проводили на борту своих кораблей.

После выполнения научно-технических экспериментов в состыкованном состоянии корабли расстыковались и продолжали полет по автономным программам. Космически корабль «Союз-19» приземлился 21 июля 1975 г. в заданном районе.

Атмосфера корабля «Союз» и выбор режима давления при стыковке с кораблем «Аполлон»

Одной из основных проблем совместного полета кораблей «Союз» и «Аполлон» состояла в обеспечении безопасности перехода экипажей из одного корабля в другой. Эта проблема была обусловлена тем обстоятельством, что среды кораблей «Союз» и «Аполлон» были несовместимы в связи с различие основных параметров их атмосферы. Атмосфера кораблей «Союз» близка к земной и характеризуется давлением около 760мм.рт.ст. при обычном содержании кислорода 19-33% и азота 66-78%. В кораблях «Аполлон» среда была чисто кислородной, а давление 260 мм.рт.ст.

Переход от давления 760мм.рт.ст. к давлению 260мм.рт.ст. в большинстве случаев вызывает высотно-декомпрессионные расстройства в результате образования во внутренних средах организма свободных газовых пузырьков азота.

Одним из способов решения проблемы является проведение десатурации, т.е. вымывание из крови растворенного азота. Более подробно о процессе десатурации можно узнать из моей статьи посвященной этому вопросу (кликай здесь). Для обеспечения процесса десатурации космонавты должны были бы находиться в шлюзовой камере и дышать чистым кислородом в течение нескольких часов. Разумеется, такой путь был отвергнут т.к. требовал больших затрат времени.

В результате проведенных в СССР исследований было установлено, что переход из газовой среды с давлением 520±30мм.рт.ст. при содержании кислорода 40% после 12 часового пребывания в ней в кислородную среду с давлением 260мм.рт.ст. не сопровождается развитием декомпрессионных расстройств.

Исходя из этого, в космическом корабле «Союз-19» во время перехода номинальное давление составляло 520±30мм.рт.ст.

Для осуществления самого перехода был создан переходной отсек (шлюз), в котором при закрытии люка корабля «Аполлон» поднималось давление до уровня, равного давлению в корабле «Союз-19». И только после выравнивания давлений осуществлялся переход из одного корабля в другой.

Во время полета корабля «Союз-19» снижение давления началось на пятом витке, и за 2,5 часа снизилось до 539мм.рт.ст. а парциальное давление кислорода до 150мм.рт.ст. Перед осуществлением первого перехода давление было снижено до 495мм.рт.ст. На 64 витке было увеличено давление в отсеке до 800мм.рт.ст.

Таким образом, во время совместного полета «Союза» и «Аполлона», все «издержки» по созданию приемлемой для обоих кораблей атмосферы, взял на себя космический корабль «Союз», обладающий намного большими возможностями по изменению параметров газовой среды и давление внутри корабля.