Найти в Дзене
Древо Речи

Как помочь ребёнку заговорить

Оглавление

Продолжаем разговор о родительской помощи малышам, которые «не торопятся» начать говорить. Напомню, что данные рекомендации не отменяют обследований ребёнка специалистами и работы логопеда, но призваны помочь родителям создать среду, помогающую ребёнку «войти в речь».

В прошлый раз мы начали говорить о развитии фонематического слуха. Сегодня немного отклонимся в сторону психологии.

Важный момент в создании условий для развития речи—обеспечение ребёнку атмосферы принятия. Родителям бывает сложно справиться с тревогой или недовольством по поводу запаздывания речи. Часто малыш, который задержался с активными высказываниями, слышит в свой адрес, прямо или косвенно, много травмирующих фраз.

Итак, топ-5 фраз, которые не должны звучать в присутствии ребёнка, даже в головах его родителей:

  • Ну когда же ты наконец-то заговоришь?!
  • Нет, не так! Повтори правильно!
  • Все уже говорят, а ты...
  • Пока не повторишь, не дам!
  • Как же ты в школе будешь учиться?!

Опишу частую картину из практики логопеда. Ребёнок 3-4 лет практически не говорит, при этом «обеспечивает бытовое взаимопонимание» с родителями при помощи звуков и пантомимы. При этом слух и общий интеллект в норме. Родственники уже сильно обеспокоены ситуацией и активно выражают это беспокойство при малыше (особенно явно и настойчиво это делают бабушки).

Ребёнок демонстрирует неуверенность, замкнутость, боязливость, отказ от речевых попыток; и задачей логопеда становится не только развитие речи, но и создание атмосферы доверия, повышение самооценки ребёнка, а порой и проработка некоторых страхов. Поддержка, принятие и игровая терапия помогают логопеду запустить речь быстрее.

Но что делать родителям? Как создать атмосферу, стимулирующую, а не угнетающую речевую активность?

Мы демонстрируем ребёнку принятие любых его высказываний и предоставляем доступный речевой образец.

Принятие.

Приветливо смотрим в глаза, внимательно и терпеливо слушаем, улыбаемся, киваем, говорим радостно «да» и повторяем «расшифрованное» нами высказывание ребёнка в правильной форме (и никаких «повтори» на этом этапе!).

-2

Выглядит это так:

  • Аси
  • Да, машина!
  • Её аси!
  • Да, зелёная машина! Едет зелёная машина. (Мы можем, повторив слова ребёнка, добавить что-то короткое и простое, расширяя возможный репертуар речевого высказывания на будущее).

Родительская задача — понимать и отражать.

Речевой образец.

  • Замедляем и упрощаем нашу речь, делаем её краткой, чёткой и внятной.
  • Показываем ребёнку наше лицо, чтобы видна была артикуляция.
  • Подключаем эмоционально-интонационную выразительность, жесты.

Если фонематический слух не справляется, интонации и визуальное подкрепление артикуляцией и жестами способствуют более полному пониманию.

  • Повторяем слово несколько раз.

Какие слова стоит в первую очередь активно использовать на этом этапе?

Простые глаголы — иди, сядь, лепи, кати, режь, дай, беги.

Слова, состоящие из двух открытых слогов: ваза, вата, руки, ноги, лужа, бусы, лицо, губы, щёки, коза, лето, небо, туча, муха, пони, вода, дети, пила, лупа, сова, лапа.

Это ещё не игры и упражнения. О них мы будем говорить в следующих статьях. Это всего лишь развивающий и стимулирующий фон — тот необходимый минимум, который должен являться постоянно действующим фактором речевого общения с ребёнком в семье.

Источник