Продолжаем разговор о родительской помощи малышам, которые «не торопятся» начать говорить. Напомню, что данные рекомендации не отменяют обследований ребёнка специалистами и работы логопеда, но призваны помочь родителям создать среду, помогающую ребёнку «войти в речь».
В прошлый раз мы начали говорить о развитии фонематического слуха. Сегодня немного отклонимся в сторону психологии.
Важный момент в создании условий для развития речи—обеспечение ребёнку атмосферы принятия. Родителям бывает сложно справиться с тревогой или недовольством по поводу запаздывания речи. Часто малыш, который задержался с активными высказываниями, слышит в свой адрес, прямо или косвенно, много травмирующих фраз.
Итак, топ-5 фраз, которые не должны звучать в присутствии ребёнка, даже в головах его родителей:
- Ну когда же ты наконец-то заговоришь?!
- Нет, не так! Повтори правильно!
- Все уже говорят, а ты...
- Пока не повторишь, не дам!
- Как же ты в школе будешь учиться?!
Опишу частую картину из практики логопеда. Ребёнок 3-4 лет практически не говорит, при этом «обеспечивает бытовое взаимопонимание» с родителями при помощи звуков и пантомимы. При этом слух и общий интеллект в норме. Родственники уже сильно обеспокоены ситуацией и активно выражают это беспокойство при малыше (особенно явно и настойчиво это делают бабушки).
Ребёнок демонстрирует неуверенность, замкнутость, боязливость, отказ от речевых попыток; и задачей логопеда становится не только развитие речи, но и создание атмосферы доверия, повышение самооценки ребёнка, а порой и проработка некоторых страхов. Поддержка, принятие и игровая терапия помогают логопеду запустить речь быстрее.
Но что делать родителям? Как создать атмосферу, стимулирующую, а не угнетающую речевую активность?
Мы демонстрируем ребёнку принятие любых его высказываний и предоставляем доступный речевой образец.
Принятие.
Приветливо смотрим в глаза, внимательно и терпеливо слушаем, улыбаемся, киваем, говорим радостно «да» и повторяем «расшифрованное» нами высказывание ребёнка в правильной форме (и никаких «повтори» на этом этапе!).
Выглядит это так:
- Аси
- Да, машина!
- Её аси!
- Да, зелёная машина! Едет зелёная машина. (Мы можем, повторив слова ребёнка, добавить что-то короткое и простое, расширяя возможный репертуар речевого высказывания на будущее).
Родительская задача — понимать и отражать.
Речевой образец.
- Замедляем и упрощаем нашу речь, делаем её краткой, чёткой и внятной.
- Показываем ребёнку наше лицо, чтобы видна была артикуляция.
- Подключаем эмоционально-интонационную выразительность, жесты.
Если фонематический слух не справляется, интонации и визуальное подкрепление артикуляцией и жестами способствуют более полному пониманию.
- Повторяем слово несколько раз.
Какие слова стоит в первую очередь активно использовать на этом этапе?
Простые глаголы — иди, сядь, лепи, кати, режь, дай, беги.
Слова, состоящие из двух открытых слогов: ваза, вата, руки, ноги, лужа, бусы, лицо, губы, щёки, коза, лето, небо, туча, муха, пони, вода, дети, пила, лупа, сова, лапа.
Это ещё не игры и упражнения. О них мы будем говорить в следующих статьях. Это всего лишь развивающий и стимулирующий фон — тот необходимый минимум, который должен являться постоянно действующим фактором речевого общения с ребёнком в семье.