Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. А стоит ли вообще этим заниматься. Как я понимаю, надо ли продолжать занятие.

Итак, занятия.

Как я понимаю, стоит ли продолжать ту или иную деятельность?

Это сложный вопрос.

В силу отсутствия у меня системных знаний в педагогике, логопедии, дефектологии и в несуществующей науке аутизмологии, в начале мне было очень сложно понять, стоит ли продолжать те или иные упражнения. Потому что мне казалось, что, если что-то не даёт прям мгновенного результата, то это что-то не эффективно. Или сын не понимает. Надо срочно что-то менять, переделывать, упрощать.

Но время шло, я наблюдала, переделывала, упрощала, отказывалась от чего-то очень быстро, а на чём-то наоборот как баран настаивала. И опять наблюдала.

И пришла к следующей методике, состоящей из трёх пунктов:

1. Негативное поведение.

2. Упрощение.

3. Ожидание.

1. Негативное поведение. Конечно лучше сделать всё, чтобы не вызывать негатив у ребёнка. То есть какое-то новое занятие нужно вплести в старое, а не обрушивать как снег на голову. Но бывает этого сложно избежать — нового.

Например, я долго придумывала, как же изучать с сыном -Окружающий мир-. И вот придумала.

Оно новое. Совсем. Сын такого раньше не видел и ни с чем подобным не работал.

И в такой ситуации вероятность 50 на 50, как он на него отреагирует. Может принять условия работы и включиться.

А может и не принять и активно говорить, что он устал, что он не может. Раньше просто тупел и начинал орать.

И в таком случае я больше не повторяла такого урока.

Это не верно.

Повторять надо. Я делаю это ещё два раза, сократив количество заданий до минимума. Если было пять упражнений, то на второй урок предлагаю одно упражнение. И это уже урок.

Почему? Потому что первый раз мог быть случайным, второй привыканием и адаптацией. А вот если третий раз сопротивление столь же активное, то, конечно, надо подождать, не выполнять задания, подумать, как его вернуть в другом виде.

К слову, как только я поняла всё это, то до третьего дня никогда не доходило. Сопротивление спадало уже на втором, когда Гриша видел, что надо выполнить всего одно задание.

2. Упрощение. Если сопротивление было в первый день и сохраняется, то надо упрощать, сокращать. Например, прописи. Если вы вдруг решили, что ребёнок способен написать три строчки кружочков. Но ошиблись, вызвав негативное поведение. То надо упрощать.

Но как? В упражнении с прописями не надо убирать строчки. Надо задать более редкий ритм написания. Например, вы хотели, чтобы ребёнок написал строчку, плотно заполненную буквами, а он вам выдал негатив. То на следующий день сделайте те же три строчки, но сделайте шаблон, из которого ребёнок поймёт, что ему надо написать те же три строчки, но по три буквы в строчке. Всего лишь по три. Дальше очевидно, что на следующий день те же три строчки, но по четыре буквы. И так далее.

Все эти вещи очевидны для меня сейчас. Всё должно начинаться с микро изменений. Чтобы потом не приходилось упрощать. Новые навыки и знания должны выходить из старых. Он не должен этого замечать. Это всё то же расширение благоприятной среды.

Но год назад я этого не знала. И поэтому здесь этот пункт.

Если преувеличил возможности ребёнка — упрощай.

3. Ожидание. Один из самых не очевидных для меня пунктов. Почему? Потому что я считала, что если что-то эффективно, то оно сразу должно приносить результаты. Да уж… Наивная.

Это не так.

Пример. Мы начали осенью заниматься по пособиям по развитию речи для детей с ОНР 3-5 лет. Это было время, когда сын начал говорить простыми предложениями и окончательно освоил навык имитации. И мы начали заниматься по пособиям.

Яблоко. Оно какое? Круглое. А ещё? Красное. А ещё? Сладкое. А варение из яблок какое?

Сказать, что у сына ничего не получалось, нельзя. Но он так быстро уставал, что буквально его хватало на две-три страницы. Но я настойчивый человек, и промучилась мы так занятий двадцать. Пока я не сдалась.

Наблюдать за тем как ребёнок не может в очередной двадцатый раз, опираясь на картинки, сказать, что яблоко кругло, красное, сладкое и оно фрукт, было сложно.

И я решила, что поторопилась. И сын не готов к таким упражнениям.

Здесь опять сказывалась бессистемность моих знаний, к сожалению.

Но каково же было моё удивление, когда несколько недель спустя из сына посыпались прилагательные, и даже умение их образовывать. Да, говорит он их неразборчиво. Но, когда мы специально учились их говорить, он вообще не мог описать яблоко.

Теперь же он был способен описывать из головы, не по картинкам, всё что угодно.

Выглядело это как чудо.

Но я давно работаю с сыном, и понимаю, что у чуда есть причина.

И причиной явно были наши целенаправленные занятия с прилагательными, которые я оставила, как не эффективные.

Итак. Ожидание. Тридцать занятий я жду, и если нет никакого, даже микроскопического улучшения, оставляю упражнение.

Но результаты есть всегда.

Итак.
Горький опыт одарил меня следующими знаниями:
Любое новое занятие может пройти три этапа.
1. Негативное поведение.
2. Упрощение.
3. Ожидание.
И добавить хочу, что теперь у нас только последний пункт присутствует. Так как, чем дольше занимаешься с ребёнком и чем внимательнее его изучаешь (именно ребёнка изучаешь), тем лучше понимаешь, что надо сделать, чтобы изначально не было негатива, и что надо сделать, чтобы с первого урока задания были посильны.
Ведь задача учителя не сбросить на голову ученика атомную бомбу в виде таблицы умножения, к примеру, а подвести ребёнка к тому, чтобы он сам открыл эту самую таблицу умножения.

Удачи вам и терпения!