В эпоху классицизма на рубеже XVIII–XIX веков, когда античность занимала центральное место в русской культуре, многие писатели, художники, скульпторы и другие деятели искусства обращались к известным древнегреческим сюжетам. Портал «Культура.РФ» вспомнил яркие и необычные скульптуры — иллюстрации к известным мифам и легендам.
«Геракл, удушающий Антея» Степана Пименова
У входа в здание Санкт-Петербургского государственного горного университета находятся две статуи — «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном». Первую из них из пудостского камня выполнил известный скульптор Степан Пименов в 1809–1811 годах.
Мифологическая основа
Скульптура иллюстрирует один из мифов о подвигах Геракла. Во время странствия за золотыми яблоками по приказу Эврисфея герой был вынужден сойтись в поединке с великаном Антеем — сыном богини земли Геи. Гераклу никак не удавалось победить Антея: как только великан начинал ослабевать, он касался земли, и мать давала ему новые силы. Но Гераклу удалось оторвать Антея от земли и задушить его.
«Похищение Прозерпины Плутоном» Василия Демут-Малиновского
Симметрично «Гераклу, удушающему Антея» на входе в Горный институт располагается статуя «Похищение Прозерпины Плутоном» работы Василия Демут-Малиновского. Она также была в 1809–1811 годах вытесана из пудостского камня в мастерской Самсона Суханова.
Мифологическая основа
Античный миф повествует о Прозерпине, дочери богини плодородия Цереры и бога-громовержца Юпитера. Девушка должна была стать женой бога подземного царства Плутона, и он, увидев, как красавица Прозерпина гуляет в цветущей долине, решил ее похитить. По его просьбе богиня Теллус создала прекрасный цветок, и, когда Прозерпина попыталась его сорвать, земля разверзлась и красавица попала в царство Плутона. Отчаявшаяся Церера искала ее повсюду, а когда от бога солнца Гелиоса узнала об участи Прозерпины, от горя и отчаяния покинула Олимп и стала простой смертной. Без богини плодородия на земле наступили засуха и неурожай. Юпитер был вынужден попросить Плутона отдать матери Прозерпину, чтобы та вернулась на Олимп. Тот согласился, но подарил девушке гранатовые зернышки — символ семейных уз. С тех пор Прозерпина две трети года живет с матерью, а одну треть проводит в подземном царстве.
«Марсий» Федоса Щедрина
В Государственном Русском музее находится одна из первых работ Федоса Щедрина — статуя «Марсий», которую он создал во время обучения в Парижской академии художеств. Эту работу высоко оценили академики и наградили за нее тогда еще молодого скульптора Второй золотой медалью.
Мифологическая основа:
Сатир Марсий, долго постигавший искусство игры на флейте, однажды осмелился вызвать на состязание самого Аполлона. Судьями выступали музы, которые сначала присудили победу Марсию, но после того, как Аполлон стал петь и играть на кифаре, они признали победителем бога. Разозлившись на дерзкого Марсия, Аполлон приказал подвесить его на высокой сосне и содрать с сатира кожу.
«Прометей» Федора Гордеева
В экспозиции Государственного Русского музея находится «Прометей» — первая работа скульптора Федора Гордеева, которую тот создал еще во время обучения в Париже в 1769 году.
Мифологическая основа:
Миф о Прометее — один из самых известных: титан похитил огонь из кузницы бога Гефеста и дал его людям. Это вызвало гнев Зевса, который приказал приковать Прометея к скале. Каждый день к нему прилетал орел и клевал его печень, которая за ночь заново вырастала. Муки Прометея остановил Геракл, который убил орла, освободил Прометея и помирил его с Зевсом.
Автор: Лидия Утёмова