Наверное, многие догадались, что речь пойдет об известном татарском селе Белозерье, что в Мордовии. Там, действительно, работает восемь (!) мечетей, девушки и женщины отстаивают свои права на ношение платков, а путь к материальному достатку у многих семей начинался когда-то с обычной торговли семечками на рынках Саранска.
Мой коллега, историк-марджанист, кандидат исторических наук Ильнур Миннуллин провел в свое время большое исследование по советской и постсоветской истории Белозерья. В первый день нового 1442 года по хиджре (мусульманскому календарю) хочется провести небольшой экскурс в историю этого уникального татарского села. Ильнур Миннуллин любезно согласился на публикацию фрагментов своего исследования на данном канале.
В начале ХХ века в селе Белозерье было три махалли, каждая из которых имела свою мечеть. После 1917 г. новой политической администрацией стал сельсовет. Хотя религиозные деятели официально лишились своего общественного статуса, они сохраняли свое влияние на население.
Одним из религиозных лидеров села был Хамзя Айзатуллин (Халиков), происходивший из семьи имамов и получивший образование в медресе города Касимова (ныне в Рязанской области). Приехав в Белозерье в первые годы советской власти, Хамзя выполнял роль неофициального духовного лидера и учителя. Ему каким-то образом удалось избежать репрессий, возможно, благодаря частым отъездам из села на заработки. Он остался практически «неприкасаемым» авторитетом вплоть до своей смерти в 1974 году.
А как же коллективизация?
Колхозное строительство в Белозерье, как и в других татарских селах, не отличалось каким-либо своеобразием, но коллективизация проходила с переменным успехом. Большинство жителей игнорировало коллективизацию и не вступало в колхоз. Пассивное сопротивление было отмечено именно в татарских селах района — Алтары, Белозерье, Иняты. Еще к 1935 г. в колхозе «Янга Турмыш» состояло примерно 1/3 хозяйств. Но уже к концу этого года коллективизация среди татар Мордовии, в том числе и по Лямбирскому району, считалась завершенной.
В Белозерье особой специализации колхоза никогда не было, в основном его деятельность была ориентирована на растениеводство.
Антирелигиозная борьба?
Другим важным аспектом советской модернизации была и антирелигиозная борьба, принявшая форму закрытия церквей и мечетей, а затем открытых репрессий верующих. В Белозерье две мечети были закрыты в 1929—1930-х гг. Третья мечеть была закрыта в 1940 году. К этому времени во всей Мордовии оставались открытыми лишь 4 мечети из примерно 130.
Местное население не оказывало активного сопротивления советской власти, как, например, в селе Алтары. Формально в селе существовал сельсовет и колхоз, мечети были закрыты, религиозных лидеров не осталось. Но это было лишь фасадом.
"Брежневская" эпоха: в Белозерье все пошло не как у всех
С 1970-х гг. колхоз постепенно приходил в упадок. В Мордовии в этот период предпринимались попытки ликвидировать экономически нерентабельные хозяйства путем реорганизации колхозов в совхозы и укрупнения колхозов. Аграрная политика способствовала усилению миграционных процессов в сельской местности.
Можно было ожидать, что экономический спад оставит свой отпечаток на социально-демографическом развитии села Белозерье. Но здесь был другой сценарий развития.
Резкий скачок демографических показателей села обозначился в 1960-е годы. К 1965 г. в самом Белозерье проживало 2070 человек. К 1974 г. население Белозерьевского сельсовета (с селом Иняты) достигло 3000 человек. Из 17 сельсоветов Ромодановского района это был самый высокий показатель.
В чем же дело?
Конечно, демографический рост в Белозерье и небольшой местный колхоз «40 лет Октября» были мало связаны друг с другом. Отчеты колхоза за 1965—1985 гг. показывают, что из 1000—1500 трудоспособных в общественном хозяйстве участвовали примерно около 800 человек. Большая часть этих колхозников — сезонные рабочие, которые были задействованы, в основном, во время летних полевых работ. Поэтому фактически в хозяйстве постоянно были заняты около 200— 300 жителей, еще небольшая часть работала в бюджетной сфере.
Многие жители села были вынуждены искать альтернативные источники дохода, как производство и продажа собственной сельскохозяйственной продукции или отходничество («шабашка»).
Предприимчивость белозерьевцев была известна за пределами села: их нередко называли «спекулянтами». Такую «славу» жители получили благодаря торговле семенами подсолнечника. Это было уникальное явление для советского сельского социума.
Сложно точно определить, когда этот вид заработков стал распространяться в Белозерье. Сами жители иногда отмечают, что выращивали подсолнечник еще до революции. Но особый рост этого явления отмечается в послевоенные годы, когда продажа собственной продукции стала единственным способом выживания.
Интересно, что в 1950-е гг. выращиванием подсолнечника занимался и колхоз, но в 1960-е гг. прекратил это делать, как в целом и везде по Мордовии. Это было связано с технологическими трудностями его обработки и отсутствием техники
Как обыкновенные семечки стали семейным бизнесом
Однако сами сельчане продолжали выращивать подсолнечник в личных приусадебных участках. Высушенные семена жарили и продавали на рынках Саранска и других близлежащих городов. В основном, в продажу семечек были вовлечены женщины.
Малоземелье не позволяло превратить это дело в основной источник дохода. Постепенно больший доход стало приносить не выращивание, а переработка семян подсолнечника, выращенного за пределами села. Основная часть мужчин села была занята на сезонных работах, в основном на строительстве, в различных регионах России. При этом за «шабашку» рабочие часто брали не деньгами, а натуральной оплатой — семечками. Их привозили в село и после переработки (чистка, жарка) продавали. В некоторых случаях семечки закупались по государственным ценам в колхозах и совхозах соседних областей.
Этот бизнес затронул большинство семей Белозерья, каждая из которых имела собственную налаженную экономическую систему с точки зрения того, где купить сырье, как обойти советские законы о спекуляции и т. д.
К концу «брежневской» эпохи число трудоспособных колхозников в Белозерье, не выработавших в колхозе ни одного дня, резко возросло.
Если в 1965 г. эта категория составляла всего 175 человек, то к 1980 г. она увеличилась до 524, а к 1985 г. — до 767. Это были именно те жители, которые числились колхозниками, но фактически не работали в колхозе, а занимались продажей семечек.
Считается, что достаточно много белозерьевцев было привлечено к ответственности за спекуляцию. Хотя какую-либо судебную статистику выявить не удалось. В то же время многим удавалось обходить закон: использовались подкуп милиции, справки сельсовета, грамотно составленные договоры.
Благодаря этому бизнесу резко возросло благосостояние жителей Белозерья. В конце 1970-х — начале 1980-х гг. здесь прошел бум индивидуального жилищного строительства, сменивший деревянный облик села на кирпичную архитектуру.
Собственный мир
Многие отмечали, что еще в советское время сельское сообщество Белозерья было изолированным, не пускало в свой мир «чужих». Жители Белозерья практически не вступали в брак с жителями других сел.
Данная закрытость способствовала сохранению и религиозных традиций. Например, в Безозерье еще в советские годы широко отмечали «Ураза-байрам» и «Курбан-байрам». До начала 1960-х гг. в эти дни мусульмане прекращали даже все работы, а сельская власть не могла остановить этот процесс и шла на компромисс: колхозникам предоставлялась возможность отработать это время в другие дни. Также в тот период указывается на большое количество молодежи, принимающей участие в празднике, и учащихся, не посещающих в праздник школу. Но уже в 1960-х годах в архивных источниках практически нет подобных фактов.
С этого времени участие населения в праздниках приобрело более «спокойные» формы. Как правило, накануне проводилось чтение Корана в двух-трех частных домах. В день праздника практически все население собиралось на территории кладбища для совершения коллективной молитвы. Часть населения собиралась в домах и на пятничный намаз.
Вызов советской власти
Важным маркером усиления автономности сельского общества в 1980-е гг., стала кампания по строительству мечети. Благосостояние, независимость и приверженность религиозным обрядам на протяжении всего советского периода — эти факторы позволили бросить вызов советской власти. Первое обращение по этому вопросу поступило в Ромодановский райисполком еще в 1983 г. Он оставил этот вопрос на усмотрение колхоза, и в июне 1983 г. общее собрание колхозников решило выделить землю для мечети. Однако районная власть отказала белозерцам в строительстве мечети.
Новая кампания началась уже после перестройки. В июле 1987 г. та же инициативная группа обратилась с просьбой в Совет по делам религий и к его Уполномоченному по Мордовской АССР. Однако вопрос был вновь отправлен на рассмотрение в райисполком, где был отклонен.
После этого обращения усилилось давление на активистов, которых заставляли отказываться от своих подписей. Нажим был и со стороны прессы. Была специальная публикация о ситуации в Белозерье в газете «Советская Мордовия», где подчеркивали, что "группа бездельников заболела идеей: построить мечеть в селе".
Позиция власти не остановила верующих и уже к 1989 г. на средства жителей была построена первая в советской Мордовии мечеть. Двухэтажная, кирпичная мечеть стала называться «Центральная».
В начале 1990-х гг. колхоз «40 лет Октября» распался, но разрушение государственного аграрного сектора не оказало особого влияния на положение жителей села. Большинство населения было по-прежнему включено в предпринимательство. Таким образом, экономический переход был лишь формальным признанием сложившихся в советском Белозерье особенностей. Однако в общественной жизни села произошли серьезные изменения.
Ислам как образ жизни
В Мордовии в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в этноконфессиональной сфере проходили аналогичные общероссийским процессы «исламского возрождения». Однако в Белозерье постепенно ислам стал основой регулирования общественной жизни села.
Основную массу верующих составляло старшее поколение, которое инициировало строительство первой мечети в Белозерье. Центральная мечеть долгое время оставалась единственной в селе. В середине 1990-х гг. возник вопрос о строительстве новой мечети. Вторая мечеть "Аль-Раджаб" была построена к 1994 г. Постепенно сложилась ситуация, когда Центральная мечеть стала центром для старшего поколения, а во второй мечети, в основном, собирались люди среднего и молодого возраста.
Достаточно много жителей Белозерья в 1990-е гг. обучались в медресе, а затем стали имамами в мечетях или возглавили высшие мусульманские структуры Мордовии. Тем самым они оказали непосредственное влияние на развитие ислама. Однако появление новых мечетей в самом Белозерье было обусловлено, в том числе, ростом личностных конфликтов между разными лидерами мусульманской общины.
В 2000-е годы процессы усиления роли ислама в общественной жизни Белозерья продолжились. Было много статей в СМИ об этом селе, если отбросить наиболее крайние сюжеты, в целом публикации показывают степень, которую ислам играл в повседневной жизни: закрытая одежда женщин, большое количество молящихся в мечетях, отсутствие алкоголя.
К 2010-м годам основу экономической независимости Белозерья по-прежнему составляет предпринимательство. В селе несколько предприятий (семейных) по переработке семечек, в которых работают как местные жители, так и наемные рабочие из других сел; представлены и другие виды малого бизнеса: бензоколонки, автомойки, автосервисы, колбасный цех и др. Все это позволяет населению самостоятельно поддерживать коммунальную инфраструктуру села (дороги, газ, вода).
Кроме этого, жители финансируют и некоторые социальные проекты. Например, построены два ледовых катка (в районе их всего пять), где кроме детей тренируется взрослая хоккейная команда — единственная сельская команда, играющая в чемпионате Мордовии. Сначала мало кто верил успеху сельской команды, организованной в 2007 г., но уже через год сельчане показали себя как сильных спортсменов.
Внешние маркеры позволяют четко определить исламский образ жизни села. Большинство жителей выполняют пятикратный намаз, соблюдают пост, предписания в отношении еды. В селе отсутствует торговля спиртными напитками. Большое значение придается мусульманским праздникам.
Статья основана на исследовании Ильнура Миннуллина "Исламское возрождение в татарской деревне Мордовии в советский и постсоветский периоды".
Поздравляем всех с началом мусульманского нового года!