Практика, творчество и эксперименты
Дизайнер – одна из самых востребованных профессий настоящего и одна из самых перспективных профессий будущего. Что нужно уметь и знать специалистам в этой области, чтобы быть конкурентоспособными и иметь возможность полноценно реализовать свой потенциал? Об этом мы поговорили с Елизаветой Земляновой – деканом факультета дизайна и педагогом с большим стажем работы. Она является наставником для сотен студентов, многие из которых не только нашли себя в творчестве, но и добились больших успехов в профессии.
Одним из главных компонентов образования будущих дизайнеров является практика. Именно на нее ориентированы все проекты, в реализации которых принимают участие студенты Елизаветы Земляновой. При этом декан убеждена, что развитием только творческих навыков в профессии не обойтись. Дизайн – это сфера, которая требует от специалиста компетентности в самых разных областях.
– Елизавета Александровна, какими компетенциями, на Ваш взгляд, необходимо обладать современному дизайнеру?
– Часто абитуриенты спрашивают нас, обучаем ли мы специалистов, ориентированных, например, на анимацию или flash-дизайн. Однако мы не видим смысла в том, чтобы создавать настолько узконаправленные программы обучения, сегодня это неактуально.
Современному миру нужны не специалисты узкого профиля, а профессионалы, которые разбираются во многих областях.
Если говорить о графических дизайнерах на нашем факультете, то они умеют делать всё – от создания иллюстраций до разработки веб-сайтов. За четыре года обучения они осваивают огромное количество компетенций, необходимых для удовлетворения запросов рынка. В свою очередь дизайнеры интерьеров углубленно изучают архитектуру и могут реализовать проекты на всех их этапах – от технической проработки и чертежей до декоративного оформления пространства.
Важно еще подчеркнуть, что на нашем факультете дизайна все дипломные проекты разрабатываются для реальных заказчиков. Мы всегда ориентируемся на запросы рынка труда, понимая, что наша задача – подготовить не просто хороших, а востребованных специалистов.
Уже во время обучения дизайнер должен понимать, что для успешной реализации в профессии недостаточно одного творческого таланта. Необходимо еще множество самых разных компетенций – всё зависит от той области работы, которую он для себя выберет.
– На факультете совсем недавно прошла защита дипломных работ студентов-дизайнеров. Какие проекты в этом году стали самыми яркими и интересными?
– Конечно, невозможно выделить один или несколько проектов, потому что все они очень разные и запоминающиеся. Их сложно сравнивать между собой. Это были проекты для самых разных заказчиков, среди которых магазин дизайнерской одежды, агентство финансовых и маркетинговых услуг, ювелирный салон и другие организации. И этот обширный перечень является яркой иллюстрацией того, насколько разноплановые знания потребовались студентам для реализации их проектов.
Для того чтобы создать «работающий» дизайн, который принесет реальную пользу заказчику и потребителям, выпускникам предстояло тщательно изучить выбранную область работы: определить целевую аудиторию, проанализировать рынок, углубиться в историю дизайна конкретной отрасли. И лишь после этого студенты приступали к практической части проекта.
Например, одна из дипломных работ была посвящена дизайну ювелирного бренда. Это потребовало от студента не только высокого уровня творческих навыков, но и специальных знаний в области ювелирного дела, технологий производства и даже особенностей упаковки. Работа включала визуализацию задумки и четкую инструкцию по ее реализации.
Дизайнеру необходимо не только уметь визуализировать свою идею, но и понимать, каким образом она может быть реализована. Иначе от его работы не будет никакого толка.
Еще один важный для дизайнеров навык – умение продавать свои услуги. Например, одна из наших студенток самостоятельно вышла на заказчика, с которым хотела работать. Она подготовила кейсы, показала портфолио и предложила сотрудничество. Сегодня ее проект по созданию фирменного стиля для этой организации уже находится на стадии реализации.
В рамках дипломной работы наши студенты создавали ролики и плакаты для телеканала «2x2» и его проекта «Не взрослейте – это ловушка».
Перед дизайнерами интерьера в этом году тоже стояла интересная задача. Им предстояло разработать варианты оформления для демонстрационной квартиры в реальном жилом комплексе.
Таким образом, мы предложили нашим студентам реализовать не просто творческие, а полноценные коммерческие проекты. И хотя каждый такой кейс оказался очень непростым и потребовал от ребят большого объема дополнительных знаний, это принесло им много пользы и искреннего удовольствия.
– Вы преподаватель с большим опытом работы и наставник, которого очень любят студенты. Можете поделиться своими профессиональными секретами по «взращиванию» будущих дизайнеров?
– Я и многие другие преподаватели курируем наших студентов на протяжении нескольких лет. За это время мы хорошо узнаём их и начинаем видеть специфику каждого учащегося, понимаем, что ему интересно и в какой области он обладает наибольшим потенциалом.
Мы готовим творческих специалистов, и каждый из них уникален и незаменим. У каждого есть авторский стиль и свои особенности. Задача преподавателя – найти в каждом такую «изюминку» и превратить ее в главное преимущество будущего дизайнера. Для того чтобы выявить сильные стороны студентов, мы предоставляем им множество возможностей для экспериментирования и свободы творчества.
– Что бы Вы как наставник пожелали будущим или начинающим дизайнерам?
– Самое главное – не ставить перед собой никаких ограничений. Нельзя даже допускать мысли: «Я хочу, но…» Это неправильная позиция не только для дизайнера, но и для любого человека.
Нужно научиться находить не оправдания, а возможности, и тогда ваша жизнь кардинально изменится.
И еще я бы пожелала не бояться неудач. Важно понимать, что любое падение – это тоже опыт, и зачастую даже более ценный, чем опыт, полученный при достижении успеха. Неудачи являются неотъемлемой частью творчества. Они гораздо полезнее, чем нам кажется, ведь порой именно благодаря ошибкам рождается нечто совершенно новое и уникальное.
Виктория Ежова, информационное агентство
«Global Women Media»