7 июля 2010 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее по тексту - Закон), который вступил в действие 1 января 2011 года.
Данный закон является одним из направлений внедрения в национальную правовую систему общемировой тенденции облегчения правосудия, в т.ч. мирового, путем альтернативного разрешения споров.
Итак, появляется новое до настоящего времени лицо – медиатор. Вышеупомянутый закон в ст. 15 определяет основные требования, предъявляемые к «примирителям». Более полный перечень таковых должна разработать и утвердить саморегулируемая организация медиаторов. В частности, в ст. 19 Закона среди иных ее функций названы: разработка и утверждение стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также правил деловой и профессиональной этики медиаторов, в том числе кодекс профессиональной этики медиаторов; разработка правил проведения процедуры медиации; разработка стандартов подготовки медиаторов; осуществление контроля за профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Не останавливаясь на жизнеспособности и эффективности данного новшества в российских условиях, проанализируем в рамках данной работы ответственность медиаторов при осуществлении ими полномочий, предоставленных законом. Необходимость в этом очевидна для реализации охранительной функции права и предупреждения правонарушений.
Во-первых, к медиаторам-нарушителям саморегулируемая организация медиаторов может применить меры дисциплинарного воздействия (ст. 19 и ч. 5 ст. 18 Закона). Однако дисциплинарные наказания могут применяться в отношении только своих членов. К членам другой саморегулируемой организации медиаторов никаких мер дисциплинарного воздействия не может быть применено (тем более Закон в ч.ч. 7 и 8 ст. 18 содержит запрет на наличие двойного членства).
Кроме того, из анализа данного нормативного акта следует, что порядок осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами саморегулируемые организации медиаторов вправе претворять в жизнь только в отношении деятельности медиаторов, исполняющих свои функции на профессиональной основе (ст. 19 Закона). Следовательно, деятельность медиатора, осуществляющаяся на непрофессиональной основе, трудовому законодательству не подчиняется.
Во-вторых, тем не менее, как для «профессиональных», так и для «непрофессиональных» медиаторов, членов саморегулируемой организации медиаторов, так и не имеющих членства в такой организации, Законом в статье 17 предусмотрена гражданско-правовая ответственность. Медиаторы и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, - сказано в ней, - несут ответственность перед сторонами за вред, причиненный сторонам вследствие осуществления указанной деятельности, в порядке, установленном гражданским законодательством. В частности, это может быть выражено в виде возмещения убытков и компенсации морального вреда (ст. ст. 15 и 151 ГК РФ).
В-третьих, в неисполнение статьи 30.1 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ «Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации», введенной Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 194-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ), статьей 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе. В частности, административными проступками могут быть:
Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации, не прошедших обучения по дополнительной профессиональной программе в области медиации и не имеющих подтверждающих такое обучение документов, выданных соответствующей некоммерческой организацией, осуществляющей подготовку медиаторов.
Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации, не содержащая сведений о документах, подтверждающих прохождение медиатором обучения по дополнительной профессиональной программе в области медиации, а также реклама деятельности организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, не содержащая источника информации об утвержденных этой организацией правилах проведения процедуры медиации, стандартах и правилах профессиональной деятельности медиаторов.
Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации, содержащая утверждение о том, что применение процедуры медиации как способа урегулирования спора имеет преимущества перед разрешением спора в суде, арбитражном суде или третейском суде.
Кроме того, нарушение медиатором конфиденциальности информации, полученной в связи с проведением процедуры медиации (ст. 4 Закона), может влечь административную ответственность по ст. 5.53 КоАП РФ за незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю. Если же медиатор своими действиями ставит какую-либо из сторон в преимущественное положение (ч. 7 ст. 11 Закона), ему необходимо вменить ст. 5.62 КоАП РФ «Дискриминация». В случае умаления прав и законных интересов одной из сторон медиатором возможно говорить о наличии признаков некоторых преступлений.
Если данная тема вам интересна, читайте полную версию на сайте "Независимый советник".
Кстати, в библиотеке нашего сайта имеется множество книг и справочников, содержащих советы юристов по различным отраслям права, которые можно скачать бесплатно.
Чтобы читать новые публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал. Наша задача - делиться с вами только полезной информацией.
А если нужна бесплатная консультация или совет юриста, переходите по этой ссылке.