Даже если змей подколодный не искушал Еву в Эдеме яблоком, правда, не ясно какого сорта, сказано лишь – с древа познания Добра и Зла, то и все равно древнее, как мир, яблоко было бы самым любимым нашим лакомством.
Потому что яблоко – это больше чем, лакомство, это – целая философия, вселенная!
Недаром, самый лучший Бунинский рассказ, посвящен яблокам, антоновским яблокам:
Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками… Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести…
В этом году Преображение Господне, а стало быть, и Яблочный, второй, спас, как правило, выпадают на 19 августа.
Волшебный, непередаваемый запах яблок в саду, их теплота, мягкая, покатая округлость, сочный хруст – видимо, все это роднит яблоко и женщину. И хотя яблоко среднего рода, но все же именно с яблоком связан мотив соблазнения и грехопадения. Видимо, точно так же, как нельзя удержаться, чтобы не скушать спелое ароматное яблоко, так и невозможно противостоять женским чарам!
И опять Бунин:
Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в темноте длинный обоз по большой дороге.
Надо сказать, что настороженное отношение Библии к яблоку уходит в глубокую древность. Вспомним суд Париса (яблоко раздора) и двенадцатый подвиг Геракла — «яблоки Гесперид».
Позднее, в эпоху Возрождения, а также в литературных и музыкальных произведениях (в драме Фридриха Шиллера «Вильгельм Телль» и т.д.), стали популярны живописные сюжеты на эти известные античные мотивы.
Не будем повторять азбучные истины. Все, кто не в курсе, может заглянуть в энциклопедию античности или энциклопедический справочник.
Добавим лишь, что с тех самых времен литература не мало обогатилась за счет яблок. К уже упоминавшемуся Бунину добавим небольшой отрывок из книги «Год русского земледельца Владимира Селиванова:
В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и разводят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается.
Большим грехом было бы не перечислить любимые сорта яблок: мельба, штрифель, белый налив, коричневые, слава победителю, антоновские, семеренко, джонатан и т.д.
Интересно, что в славянской мифологии яблоко являлось символом плодородия, любви и красоты, олицетворение брака и здорового потомства. Яблоки и яблоневый цвет играли важную роль в свадебных обрядах. Обмен плодами между парнем и девушкой символизировал взаимную симпатию. Принимая от сватающегося парня яблоко, девушка как бы давала согласие на брак. У южных славян яблоки выступали в роли свадебного приглашения.
А вот как описывал этот день в своей книге «Лето Господне» Иван Шмелев: Преображение Господне... Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август...
Наставник и воспитатель Вани, старый плотник Горкин говорил: Второй Спас, завтра который вот, — яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не ведено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает.
Вряд ли наберется много любителей яблок, кто не соблазнился ими и до Преображения. А что делать, ведь сказано: с древа познания! Так куда денешься?
Оно соблазняет, а мы - лишь безвольные жертвы яблок.
Мы - дети яблок!