«Гарри Браун» - фильм, внезапно ставший актуальным
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
«-Гарри, здесь не Северная Ирландия… - Именно!!! Там люди воевали за идею, а здесь убивают ради удовольствия», - говорит в беседе главный герой фильма, тем самым как бы излагая его основную идею. Если в нео-нуаре всё чаще сквозит идея, что «гнилые места» рождают «гнилых людей», то в данном случае ещё добавлен фактор «гнилых времен»
Фильм, про который мы будет сегодня рассказывать, был снят одиннадцать лет назад. Но как ни странно, кинокартина «Гарри Браун» (2009) приобретает актуальность именно сейчас. С одной стороны, разгул анархо-преступности, который мы можем наблюдать в западных странах (в особенности в отдельных местах США). С другой стороны, в России внезапно обнаружилось возвращение «девяностых». Вы не заметили, что ТВ перестало произносить «заклинание»: «Лишь бы не девяностые…» ?
Много десятилетий назад гениальный режиссер британской нео-нуарной волны Майк Ходжес решил сделать выглядящего подобно аристократу Майкла Кейна «крутым парнем» и ввел в действие прославленного криминального фильма «Убрать Картера» (1971). Так появилась мода на сдержанных в своих действиях и эмоциях «мстителей». Воздаяние подается как лаконичный поступок, лишенный патетики и театрального пафоса.
Фильм «Гарри Браун» рождает две ассоциации. Во-первых, «Картер – двадцать лет спустя». Во-вторых, возникает подозрение, что британский режиссер Дэниэл Барбер (вспоминайте «Гостиную» 2014 года) посмотрел «нашего» «Ворошиловского стрелка» (1999) и решил снять нечто «подобное», но на британский манер.
Гарри Браун в исполнении уже категорически немолодого Майкла Кейна некогда служил в войсках специального назначения и даже «наводил порядок» в Северной Ирландии, как его тому учили и как он то умел. Прошли десятилетия и он оказался в пригороде, где правят откуда не возьмись появившиеся молодежные банды. У него тяжело болеет жена. Но даже спеша к ней в больницу, он не рискует проходить по подземному переходу, откуда вечно доносятся подозрительные звуки
Своё время он коротает в пабе, где играет в шахматы, с другим пожилым англичанином, которого как раз изводит «местная гопота». Гарри подобно многим «пенсионерам» полагает, что не надо «вмешиваться», что для «этого есть полиция». Однако привычный ему мир, с созданным мнимым уютом, в котором он прячется от ужасов внешней сферы, рушится. Уходит из жизни его супруга, а давнишнего приятеля убивают хулиганы. Причем, как раз в злополучном переходе.
Полиция, в большей степени обеспокоенная борьбой с бандитизмом, спускает дело на тормозах. Мщение у Гарри получается как-то само собой, непроизвольно. Нет в его действиях всякого рода дешевых фраз про «блюдо, что должно подаваться холодным» и т.д. Однако внезапно Гарри понимает, что терять ему нечего и последнее, что он может сделать приличного в своей жизни – навести порядок районе.
А поскольку в действительности он не может сделать это грандиозное деяние, то решил ограничиться лишь частичным воздаянием. Однако пожилой Гарри - «далеко не Рэмбо». И у него нет ни складов с оружием, ни былой выносливости. Даже небольшая пробежка может вызвать у него почти смертельную одышку. А потому «наказание виновных» превращается в непомерно сложную задачу
Между тем район погружается в реальный хаос, более напоминающий гражданскую войну. И как тут не вспомнить недавние события в Сиэтле. И именно в вихре беспорядков выясняются некоторые тайны. Не то что бы это большие тайны, подобно некоторым, ведущие «на самый верх». Нет, но даже у районов в пригороде есть мрачные загадки. Например, говорящие о том, что уличная преступность бывает «спровоцирована», так как «кому-то выгодна»
Что ещё можно сказать про фильм? Неплохой актерский состав, в котором можно обнаружить подозрительно много участников «Игры престолов» (хотя фильм вышел на два года раньше, чем был снят первый сезон данного сериала). Например, сразу же бросается в глаза наличие в фильме Лиама Каннингема или Иэна Глена. А ещё очень убедительно сыграл Шон Харрис, который прямо-таки стал одним из «негативных символов» британского нео-нуара (достаточно вспомнить трилогию «Красный райдинг»)
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»