Найти тему

ВЕКОВОЙ МАТЕРИАЛИЗМ ГЕРОЕВ РОМАНА Г.Г. МАРКЕСА «СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА»

«Сто лет одиночества» колумбийского писателя Г.Г. Маркеса – это, пожалуй, самый известный и сильный роман южноамериканской литературы. Книга получила мировое признание, она известна и в нашей стране, хотя жестокая экзотика и сцены с рейтингом 21+ многих читателей приводят в ступор.

Произведение имеет две характерные особенности: это почти полное отсутствие диалогов и прямой речи, а также тесное смешение и переплетение реализма (событий колумбийской истории конца 19 – первой половины 20 вв.) и народных магических верований, которые то вызывают смех, то не на шутку пугают.

В основе сюжета – столетняя история маленького городка Макондо и семьи его основателя – Хосе Аркадио Буэндиа. Главная тема романа – болезненное, аномальное чувство одиночества, которое переживают все герои (за исключением, пожалуй, жены Хосе Урсулы, которая свою жизнь посвятила детям, внукам, племянникам и т.д.). Автор описывает это состояние как вековую трагедию не только отдельной личности, но и всего общества в целом, поскольку все жители Макондо долгое время были оторваны от мира, а когда втянулись в сферу цивилизации и водоворот гражданских войн, то испытали множество бед от местной тирании, засилья денег и безудержной жестокости как врагов, так и сородичей.

Причина всех несчастий семьи Буэндиа – их неспособность к живой, самоотверженной любви. Эти герои – до мозга костей эгоисты, которые больше руководствуются животными инстинктами, чем логикой и чувством долга. Над ними не властен естественный закон человеческого общежития с его элементарными этическими нормами и необходимыми для здорового существования запретами. У всех Буэндиа (кроме упомянутой Урсулы) материалистическое мировоззрение: их интересуют плотские желания, обуревает жажда власти и наживы, томит страсть кровной мести. Правда, это сильные, волевые, харизматичные люди со стальными нервами и железной волей, которые «умеют жить», однако размах их страстей устрашает среднестатистического читателя.

Впрочем, некоторые Буэндиа интересуются наукой и как будто желают получить полезные знания, однако и это естественное увлечение в их роду принимает гипертрофированные формы, разрастаясь в ненормальную погоню за алхимическими «фактами» местного цыганского производства. Вековой материализм не прошел для бедной семьи даром: последняя пара, которая родила ребенка по любви, погибла вместе с Макондо.