Фото Дмитрий Гусев, Валентин Сысоев.
Есть в России места, где даже самый пресыщенный дорожными впечатлениями путешественник навсегда оставляет часть своей души. Для нас таким стал великий хребет Сихотэ-Алинь. Мы возвращались сюда четырежды. Снимали золотую осень и больших животных Юга, где водятся тигр и леопард...
...невероятные силуэты скал, напомнивших не то древние статуи, не то гигантский драконий выпас...
...дивились на контрасты условных западного...
и восточного склонов.
И все это в пределах одной горной страны.
Однако, самое сильное впечатление на нас произвели места, где дикая приморская природа вплотную соприкасается со следами титанической деятельности людей. Сихотэ-Алинь пересекает несколько железных дорог и все они по-своему уникальны.
Но дорога от Комсомольска, до Ванино и Совгавани. или сталинский "проект №500" стала местом, куда каждый из нас готов возвратиться бросив все дела, едва возникнет любой подходящий повод.
Впервые мы прибыли сюда ранней зимой. Расхлябанная погода с низкой облачностью подчеркивала мрачное обаяние места.
Солнце выглядывало лишь на короткие мгновения, словно приоткрывая то, что пряталось за туманной пеленой.
Ветка стала первенцем грандиозной железнодорожной сети, которую планировалось построить в три послевоенных пятилетки и напрямую связана с именем Иосифа Сталина. Её начальное название"строительство 500", звучащее сейчас таинственно и даже зловеще, имело довольно простой практический смысл. Оно означало номер головного предприятия, которое обслуживало участок дороги, протяженностью примерно в 500 километров. Основная часть строителей были заключенными трех исправительно-трудовых лагерей. В отличие от большинства "номерных" строек, "Пятисотая" сразу оказалась востребованной и сейчас представляет собой восточную оконечность Байкало-Амурской магистрали.
Но в это время года нас привлекли сюда не исторические изыскания и не железнодорожная статистика. Эта часть Сихотэ-Алиня одно из немногих мест страны, где столь тесно переплетены две таких разных вселенных. Дикие горы, совершенно непохожие на оживленную южную область тысячекилометрового хребта...
... и железная дорога. Теперь уже можно точно сказать - одна из самых красивых и выразительных дорог, что нам приходилось видеть.
Так некоторые местные дистанции выглядят из окна поезда. Крутые скальные стенки с обеих сторон подпирают однопутное полотно, по которому карабкаются вверх составы, запряженные как минимум парой мощных локомотивов.
Горная система начинается почти сразу за полноводным Амуром. Прежде чем совершить подъем, более чем на тысячу метров над уровнем моря, поезд довольно долго петляет меж лесистых сопок.
Стоит немного отдалиться от дороги. сразу же оказываешься в непролазном лесу, сейчас слегка прихваченном первой холодной ночью...
На небольших горных потоках, после серьезных заморозков, остаются такие причудливые ледяные обрамления...
Лес будто бы девственный, но временами натыкаешься на древние вырубки. Остатки елей густо обросли мхом и стали похожи на старые камни.
Без альпинистской сноровки и примитивного снаряжения, подобраться к лучшим точкам съемки невозможно. Под зеленым покровом много скользких камней и подъем для груженого аппаратурой человека сложноват. Здесь полно крутых утесов и шатких каменных распадков.
Такой увидели сихотэ-алиньскую горную страну первые строители этого отрезка Байкало-Амурской магистрали. С тех мест, куда нам все же удалось вскарабкаться, открываются невероятные виды на магистраль, которые когда-то приглянулись её проектировщикам.
Из тридцати вариантов трассы в 1943 году выбрали один и теперь есть все возможности оценить красоту и практичность замысла коллектива, под руководством Петра Татаринцева и Арсения Кузнецова. Вид на Кузнецовскую петлю вообще один из самых эффектных железнодорожных кадров на нашей памяти.
В прежние годы дорога ныряла на пике в 400метровый Кузнецовский тоннель...
Но теперь магистраль спрямили и старый тоннель всё чаще выступает как удивительная местная достопримечательность. В другой экспедиции мы прошли его пешком (Об этом можно прочесть здесь.)
Перевалив хребет, поезд долго идёт вдоль реки Тумнин и выкатывается на побережье Татарского залива. И это не менее красивая и насыщенная часть нашего путешествия, о которой мы расскажем в одном из следующих материалов.
Спасибо, что дочитали. Подписывайтесь и ставьте палец вверх, если было интересно.