Одна из любых тем для тех, кто страдает о том, что в 1917 году была потеряна «Великая Россия» - то, что революция 1905 года не дала одержать славную победу в русско-японской войне. Потерянный Порт-Артур и утонувшие эскадры – это мелочи. Оставалось совсем чуть-чуть нажать и всё. Япония бы рухнула. Она же уже всё – разорилась, скоро японцам нечего бы есть стало и они бы сами приползли мира просить…
Это ведь все говорится на полном серьезе :)
А теперь откроем записки непосредственных участников событий. Например, записку Витте о его разговоре с великим князем Николаем Николаевичем по поводу состояния армии на Дальнем Востоке. Разговор 1 июля 1905 года состоялся не просто так. Дело в том, что Сергею Юльевичу предстояло отправиться в Портсмут на мирные переговоры с японцами. И надо было понять, что вообще представляет собой армия и как себя вести на переговорах. А Николай Николаевич вообще-то руководил всей российской армией, то есть прекрасно знал, что происходит, как развивается и чем все это может закончиться.
И вот два серьезных государственных человека, которым надо понять, как выкручиваться из войны, в которую столь радостно влезли и в результате столь капитально огребли.
Выясняется, что Николай Николаевич:
- Уверен в том, что больше наша армия отступать не будет. Все, хватит, родная маньчжурщина за спиной, не отдадим Харбин азиатам и так далее.
- Более того, выражает уверенность в том, что теперь мы начнем теснить японцев и за Ялу и на Квантунский полуостров их прогнать получится. То есть, до границ Кореи гнать мы врагов будем точно.
И все это так замечательно. Сергею Юльевичу можно вставать, ехать в Портсмут и там требовать, чтобы японцы покаялись и сдались. Но он почему-то на переговорах вел себя не совсем так. Почему?
Да потому что дальше Николай Николаевич рассказал, что для того, чтобы японцев потеснить до Ялу потребуется сущая безделица:
- Год времени, миллиард рублей деньгами и примерно 200 тысяч человек убитыми и ранеными.
- При этом хотя русская армия будет героически наступать, то, так как у нас флота нет, а у японцев с ним все в полном порядке, то вытеснить японцев из Кореи и с Квантунского полуострова не получится. Кроме того, пока русская армия будет выдавливать японцев в Корею, они захватят Сахалин и Приморье, то есть Владивосток.
Как оказалось, с Сахалином Николай Николаевич был прав чуть более чем полностью, японцы его благополучно захватили, почти не напрягаясь. Потом с севера им уходить пришлось.
Что характерно, никаких революций в качестве причины неудач в разговоре государственных мужей даже не возникает. Так понятно, что воевать не на что. Это потом Витте за ночь напишет знаменитый Манифест, чтобы остановить полный раздрай.
Витте потом еще отправился со всем вот этим к царю – мол, Николай Николаевич, вот что говорит, но выводов не делает. Царь ответил, что он все знает. Так что Портсмут был неизбежен. Как бы не хотелось мечтающим о «России, которую мы потеряли» чего-то другого.
Упоминание обо всем этом можно найти во втором томе воспоминаний Витте. Очень интересный источник. Хоть он и славил там себя по полной программе.
------
Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.
Мои статьи и видео доступны также во «ВКонтакте» на YouTube, в Инстаграме и в Телеграме. При желании меня можно читать и смотреть и там.