Во многих организациях способность сотрудника занимать руководящую должность определяется его готовностью высказываться на совещаниях. Умение говорить без подготовки может сыграть более важную роль в карьере, чем презентации или организованные выступления: когда оно развито, есть возможность оказывать влияние на происходящее каждый день. Вот три стратегии, которые помогут вам результативно выступить, а также три предостережения — когда лучше промолчать.
Стратегии эффективных выступлений
Имейте в запасе несколько заготовок. Если вы боитесь публичных выступлений, заставляйте себя говорить на каждом собрании и заранее готовьте список возможных вопросов или комментариев. Не ждите, когда к вам придет вдохновение, — готовьтесь к собранию заранее.
Спросите себя: «Почему я?» Задайте себе этот вопрос перед подготовкой презентации, участием в собрании или нетворкинг-мероприятии. Почему вам важно то, что вы делаете? Почему вам важна эта компания и роль, которую вы в ней играете? Ответ на этот вопрос поможет вам определить цель высказывания и обрести уверенность. Так вы напомните себе, что выступать на собраниях нужно не для того, чтобы выделиться, а потому что для вас это действительно важно.
Остановитесь и глубоко вдохните, чтобы придать себе уверенности. Чтобы взять слово на собрании, нужна смелость. Вы можете повлиять на ход разговора и плавно подвести клиента к положительному ответу, когда ваши коллеги почти упустили разговор. Умение взять паузу и ровное дыхание помогут вам сконцентрироваться и придадут силу вашему голосу — так вы будете говорить с полной уверенностью в своих словах. Пока вы не заговорили, спросите себя: «Если еще хотя бы у одного человека возник такой же вопрос, готов ли я высказаться и от его имени тоже?» Ответьте на него, и вы почувствуете себя увереннее.
Когда лучше промолчать
Если ваша цель — обратить на себя внимание. Перед тем как заговорить, спросите себя, зачем вы это делаете. Если только ради того, чтобы продемонстрировать свои знания, лучше дать возможность высказаться кому-то другому и не нарушать естественный ход событий.
Если вы хотите поддержать других членов своей команды. На собрании позволяйте высказаться другим участникам команды, чтобы построить доверительные отношения с вашими клиентами. Если давать высказаться другим, это поможет им развить свои лидерские навыки, продемонстрировать окружающим (и самим себе) свои достоинства и даст клиенту почувствовать поддержку со стороны всей вашей команды.
Если ваш комментарий больше подходит для личной беседы. Многих непростых обсуждений в организации можно было бы избежать, если провести их с глазу на глаз, а не в коллективе, где, возможно, участнику остается только оправдываться. Это правило применимо и к почтовой переписке: перед тем как нажать на кнопку «Ответить всем», спросите себя — а не лучше ли написать это в личном письме?
Умение высказываться на собраниях — один из лучших способов сделать так, чтобы вас заметили, и выстроить доверительные отношения с клиентами и коллегами. Подходите к развитию этого умения стратегически, занимайтесь его тренировкой ежедневно, и вы обязательно ощутите положительные результаты и в своей карьере, и в бизнесе.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Эллисон Шапира в HBR Россия «Шесть советов для эффективных совещаний». Другие материалы о построении коммуникаций вы всегда можете найти в разделе «Карьера» на сайте hbr-russia.ru.