Не даёт мне покоя "Житие Алексия, человека Божьего". Начинается рассказ с заключения брака, точнее с обручения.
Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы.
Брак воспринимался обществом не как союз двух сердец, а как необходимость, обычная инициация для всех, рамка, в которую должен вписаться человек со всеми своими сердечными потребностями.
В житии вроде и с родителями порядок. Они раздавали милостыню, принимали странников, были богоугодными людьми. И невеста описана как молодая и богатая девушка. Вот оно счастье и путь. На ладони от отца и матери. Но что-то не даёт "блюдечко с голубой каёмочкой" счастье.
Где ж она мотивация на счастье? В чем ее задача, в чем её справедливость? Поиск свободы - то, что нельзя задавить в человеке, ищущем Бога, правды, душевного мира.
Сердечная мука от этой несправедливо ограниченной мотивации рождает творцов духа, тех, которые хотят быть сами себе хозяевами. Алексий как бы спрашивает: а где во всем это я? Где моя воля?
А в житии читатели обычно видят отречение от мира, терпение поношений и обид, самоистязание и молитвенный труд, отсутствие жилья и выбор пути странничества. И в упор не замечают того духа свободы, которым наполнено все жизнеописание. И родителей, которые не приняли сепарацию сына и рыдали все то время, когда его не было рядом.
Кстати, вполне объяснимый феномен восприятия ребенка как собственности, как приоритет личных воззрений на его личность. Его безвестное самоволие воспринимается только как отрыв от того пути, что ему уготовили родители. Родители, которые воспринимают свою ценность лишь в ребенке, оставляя свою жизнь как пройденный путь от себя к взрослому сыну, своему продолжению, не могут понять того, что личность нуждается в оторванности, в сепарации. Но святой дорос до того, что он сам имеет право себя сепарировать от общества, того, которого не хочет. И избирает себе путь странничества.
Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в г. Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему.
Святой возвращается домой, не боясь, что его узнают и примут как сына. Он хорошо знал обычаи своего дома и контура, понимая, что сможет сохранить свою тайну. Возможно, надеясь на это.
Однако осмелюсь утверждать, что уже поселившись рядом с ними, Алексий готов был принять волю Божию о себе. То есть как будет - так пусть и будет. Возможно, внутри человек помышлял о том, что вот там мать и его невеста плачут о нём, а он теперь здесь рядом с ними. Откроет ли им Пречистая, что он здесь? Догадаются ли они? Подскажет ли им сердце? Но, как мы знаем, они до смерти так и ничего не узнали. Не подсказало сердце. Их реальность пролегала параллельно его. И не соприкасалась никогда. Потому что сами они не смогли бы никогда отождествить себя с теми нищими, которых они встречали, не смогли бы почувствовать свое единство с ними. Не побывали в их шкуре. А только подавали свою милость с барского плеча. Все, что они могли, - подать. Не повернуться лицом, опуститься до их уровня, взглянуть, пытаясь понять, что они чувствуют, заглянуть в глубину боли, рассмотреть что там. Прожить рядом с ними, их боль, побыть в обществе, не унижая их своими подачками, а побывать с ними как бы в одной лодке. Но противостояние на "мы-они" настолько сильное, что им - нет, не получается принять. Даже мысли такой не придет. Нет нужды искать Бога внизу. Нет нужды отыскать социальный ад в своем доме, нет необходимости поднимать раба и бросить ждать уже ушедшего сына, наконец.
В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395–423), а также папа римский Иннокентий I (402–417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых.
Позиция юродивого обличает все общественные устои, в том числе несвободу внутри иерархии самой церкви. Святость не замечали сильные мира сего. Просто ходили по ней, считая простого человека только почвой под своими безгрешными ногами. Положение раба, которое принял на себя Алексий, вернувшись к родителям, выворачивает наизнанку слова царя Соломона "Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном".
Переставляет с ног на голову, как бы утверждая новую реальность, в которой сын-раб свободнее всех, потому что ни один ярлык нельзя на него повесить. Потому что любое обличение не вызовет в нем боль, а только самоутверждение в своем выборе. Как бы спрашивая: это твой сознательный выбор? Ты уверен, что это нормально? Ты думаешь, тебе это необходимо?
И Алексий на все вопросы отвечает: да.
Его чувство единства и святости не пользуется понятием рода, как вектором для движения по жизни, а связано со всем социумом. Он не отрекается ни от кого: ни от нищих и голодных, ни от церкви, ни от родителей, ни от невесты. Со всеми держа мир и свободные отношения. Кто может похвастаться такой свободой? Кто может, то и свят.
Некая насмешка над правилами поведения, облеченная в святость, в полный отказ от социальных прав. Его движение к свободе отвергает деньги, потому что это опять-таки связь с родителями; телесные отношения, потому что есть невеста; монашество, потому что связан обязательствами со своей семьёй; порочность, потому что его личность увлекается не движением вниз, не отчаяньем, а чувством собственной значимости, осознанием приподнятости личного над коллективной ответственностью. Он как бы утверждает: "это я, и я хорош, даже если ушел от вас. И я хорош так же, потому что вернулся, как вы хотели, но вы меня не увидели".