Найти тему
Jinn

Поездка на авто в Копенгаген.

Недавно наткнулся на описание первого нашего глобального путешествия. Выкладываю в том виде, что было написано в 2014-м году. Много с тех пор изменилось... Поездки успели стать и обыденностью и попасть под запреты и ограничения... Умилил тогдашний курс в 41 рупь за евро...

Описание девятидневного автомобильного путешествия Санкт-Петербург – Копенгаген и обратно. Данный обзор, несмотря на некоторые конкретные факты и детализацию, не претендует на руководство к действию и является, скорее эмоциональным повествованием о приятном событии.

Итак, поездка в Копенгаген. 2 человека. Машина Mitsubishi Lancer X. Общая продолжительность 9 ночей. Общий пробег 3 100 километров, не считая морского пути. Общий бюджет 65 000РР (4 000SEK, 2 700DKK, 100EUR, 26500РР). Курс покупки валют на момент отъезда 1DKK-5,56РР, 1SEK-4,9РР, 1EUR-40,9РР.

Расходы на бензин составили 14 000РР.

Расходы на проживание составили 20 100РР.

Планирование поездки было продолжительное и заблаговременное, что диктовалось необходимостью предварительного бронирования паромов и отелей. График следующий. СПб – Турку, ночной переезд. Утром 9 мая отбытие парома в Стокгольм. Размещение в отеле и 2 ночи в Стокгольме. Дневной переезд по Швеции через Оребро. Ночь в районе Векшё Утром через Истад и Мальмё переезд по Эресунскому мосту в Копенгаген. Размещение в отеле и 3 ночи в Копенгагене. Обратный путь через «замок Гамлета» в Хельсингере. Паромная переправа в Хельсинборг. Дневной переезд по Швеции через Кристианстад и Кальмар. Ночь в районе Кальмара. Стокгольм, вечернее отправление в Турку. И дома…

Основной целью поездки по ряду причин был Копенгаген. Далеко. Красиво. Пиво. Масса впечатлений. (А еще – викинги, древние замки и необычная архитектура)

Планирование. Казалось, что Дания – это где-то далеко и неизвестно (да и смотреть кроме Русалочки нечего). Однако, уже только поверхностное изучение вопроса в интернете дало огромный материал для анализа и оказалось, что всю информацию просто не осилить.

Места в отелях бронировали через http://www.booking.com Бронировали только те отели, где собирались ночевать больше одной ночи. То есть Стокгольм и Копенгаген. В пути собирались останавливаться по факту, о чем впоследствии немного пожалели. К отелям предъявлялись следующие критерии. Цена до 4000рр за ночь (на двоих). В цену входит завтрак, в номере душ и постельное белье, бесплатная парковка на территории отеля. Желателен Wi-Fi. В Стокгольме был выбран отель «Ibis Styles Stockholm Kista».

в Копенгагене «Wittrup Motel». Подготовили примерный набор отелей в пути, исходя из карты того же Букинга.

Маршрут прокладывался исходя из разумности перемещений и возможности посещения шведских замков. Поскольку в Швеции наиболее дорогой бензин, основные заправки предполагались в России и Дании. В Дании, кроме просмотра локальных достопримечательностей большого Копенгагена, обязательным пунктом были белые скалы острова Мён. Как желательный вариант было посещение деревни викингов (не сложилось). В пути использовали андроидовские планшетник и смартфон с офлайн-картами «MapsWithMe» в полном варианте (долгих лет жизни его авторам). Также при прокладке маршрута, расчете времени и расстояния использовали http://www.viamichelin.com/ - очень наглядно, можно добавлять промежуточные точки и есть несколько вариантов движения – от быстрого до дешевого.

Паром бронировался через http://www.naparome.ru Для полноты впечатлений «туда» - дневным паромом «MS Galaxy», а «обратно» на нем же в ночь, о чем тоже пожалели, - но уже исходя из сложившегося траффика.

Прогнозировались следующие проблемы.

Высокая стоимость всего и вся, особенно еды.

Незнание местных особенностей и слабое знание английского.

Сложности с парковками.

С высокой стоимостью вопрос индивидуальный, его каждый определяет для себя самостоятельно. Со стоимостью питания в итоге особых проблем не возникло, поскольку гастрономические изыски целью путешествия не являлись – 500-600 рублей на человека за обед (ужин) в кафе разных вариантов. Везде (во всех крупных городах Швеции и Дании) присутствует множество недорогих заведений восточной кухни с разным видом подачи (шведский стол или заказ). Все вкусно, объемно, не дорого и без опасности отравиться. Являясь поклонниками питания в Икеа, не могли обойти (объехать) стороной первоисточник на родине бренда. Сначала посещали ради спортивного интереса, потом уже планировали день с возможностью пообедать там. Для тех, кто не очень хорошо переносит обильно острую восточную кухню – это также один из вариантов недорогого обеда. Проверено – клубная карта Икеа работает на тех же условиях J. Есть, правда заморочка. Все тексты на местных языках. Ну, абсолютно непроизносимо… Вопрос высокой стоимость проезда на общественном транспорте был решен приобретением суточных Стокгольмской туристической карты и Копенгагенского проездного билета. Это решило еще и вопрос билетов на достопримечательности в Стокгольме. В Копенгагене аналогичную карту решили не брать, так как первый день (вечер) посещения, случившийся в воскресенье, без проблем запарковали машину в городе и просто гуляли, а в день второй использовали проездной и платили в музеях наличкой.

Английского в пределах «ниже среднего» хватило, тем более выяснилось, что есть-таки и датчане и шведы его не знающие совсем. Да, в общем-то и не особо общались…

Сложностей с парковкой также не возникло, так как не борзели - в явно проблемных местах машину не ставили и использовали, где возможно парковочные часы.

Выезд из Питера в 21.00. Дозаправки перед границей (границу пересекаю с полным баком 60л, которого должно хватить до середины Швеции). На границе в 23.00. Общее время прохождения обеих таможен 40 минут, из которых 30 минут составили муки выбора алкоголя и парфюма в дьютике. Короче говоря – преимущества ночной поездки налицо. Финляндию можно назвать земным раем, но только скучным. Все идеально-ровно-понятно. Поначалу поражаешься этой немецкой финской аккуратности, потом быстро привыкаешь и начинаешь скучать… Пустые дороги, равномерная скорость движения, однообразный (и красивый) пейзаж за окном действуют усыпляюще. После Хельсинки, находящегося ровно на полпути от границы до Турку, дорогу несколько разнообразят 8 туннелей различной протяженности от 350м до 2,3км.

Даже если Турку не знать, при следовании к парому заблудиться трудно – множество указателей четко выведут до искомого места.

Преимущество быстрого прохождения таможни обернулось 3-х часовым ожиданием посадки на паром. Хмурое небо и эпизодически включающийся дождь затерли впечатления от лицезрения замка Або (ну, очень старый, 13-14 века), находящегося в 100 метрах от порта.

Загрузка на паром. Ввиду того, что приехали, мягко говоря, заблаговременно, оказались первыми при въезде на паром. Автопакет приобретался класса Е (без окна) на 2 человек. Финны, не особо напрягаясь, выдали посадочный талон в каюту класса А (с окном), типа – нам все равно, а вам приятно. В паромном агентстве при покупке выдали бланк бронирования, на счет которого были некоторые сомнения. Дело в том, что готовясь к поездке несколько раз слышали, что люди, получив подобный бланк (просто распечатка с ПК) и приехав на посадку, имели некоторые проблемы. Хотя, может быть дело в том, в каком агентстве заказываешь. У нас проблем не было. Контролер уточнила нашу численность и потребность в еде (это в талоне указано). Некоторые отличия (кроме новизны и размеров) СильиЛайн от СПитерЛайн: - бесплатный Wi-Fi, - отсутствие дьютика (есть магазин tax-free); - щадящий обменный курс валют; - отсутствие кают ниже ватерлинии, по крайней мере, на Гэлакси; - попроще меню шведского стола - на Анастасии оно просто роскошно; - персонал по-русски не говорит и не понимает, но основные объявления делаются и на русском тоже. Особенно позабавила надпись на газетной стойке «Журналы и газеты платные. Оплачиваются в «информации» по мере того, как пролистываются».

Время на пароме, вроде как, принято шведское, но на обратном пути мы столкнулись с тем, что в Турку паром пришел по-фински (что съело час, существенно сократив завтрак). В нескольких рекламных проспектах читали, что Стокгольмскую карту можно приобрести на пароме (пусть и чуть дороже). Ничего подобного – нельзя! В итоге, пришлось корректировать маршрут с учетом того, чтобы заехать в городе в туристический информационный центр http://visitstockholm.com/ru/stockholmcard/, для ее покупки.

Стокгольм в конце весны явил из себя одну большую стройку (подумалось даже, что из Питера не уезжали) – ремонты дорог, ремонты старых и строительство новых зданий, перепланировки, переделки, леса, объезды… Короче, с этим не повезло конкретно, одна надежда на то, что они это все сделают быстро и надолго. Купили карточку в инф.центре, пообщавшись с прекрасно говорящей по-русски девушкой за инф.стойкой, попутно выяснив, что линия паромчика «hop-on hop-off» по данной карточке не бесплатна, как указывалось на многих сайтах. Нашли гостиницу, заселились без проблем – достаточно было предъявить администратору распечатку с ПК о бронировании через Букинг, собственно даже распечатка не нужна – называешь имя, уточняешь цену, время завтрака, расплачиваешься, получаешь логин и пароль к Wi-Fi, получаешь ключ и заселяешься. В Ibis Styles Stockholm Kista замок открывается карточкой, как на пароме. Данный отель выбран по изложенным в начале критериям (цена 6 500рр за две ночи, с завтраком, с парковкой, в разумных пределах от станции метро, хорошие отзывы). Сразу же отправились в город. Система пользования Стокгольмской картой подразумевает указание на ней времени первого входа контролером. Мы, как правильные, карточки контролеру и подали. Он и написал на них ДАТУ входа. Но срок действия карты 24 часа. Зашли мы 09 мая в 20.00. То есть, в случае чего, на следующий день могла возникнуть некая коллизия. Вероятно, сомнения наши были необоснованными, поскольку никто и ничего не проверял. Но, для самоуспокоения, лучше вносить время в карточку своей рукой, поскольку «наш» контроллер записи сделал, мягко говоря, неразборчивые. Стокгольм посещали уже не первый раз, готовились и куда направляться знали. Этим вечером посетили смотровую площадку Катарина. На нее можно попасть через лифт, где, как говорят здоровенный негр собирает наличку за проезд; а мы доехали до станции Slussen, к реке не пошли, чуть поднялись вверх к очень красивому и старому собору и вышли аккурат к самой смотровой площадке. Отличный вид города. Описаний Стокгольма множество, повторять их бессмысленно. Красивый город. Небольшое забегание на период после поездки! Через два дня после возвращения из «Европ» смотрю телек, а там по новостям после описания убийства в Лондоне показали пригород Стокгольма, где уже который день проходят массовые мусульманские волнения и погромы. И показывают нашу станцию "hesby" и окрестности, где мы бродили, ставшие центром этих погромов! Мы, кстати, бродили, а вокруг бродили местные урки с цепаками. А я говорю – мы же в самом безопасном месте Европы, тут и урки другие... Вот как рядом иногда снаряды падают...

На следующий день с утра поехали на Global-арену.

-2

Субъективные впечатления следующие – если бы данное действо в цену Стокгольмской карты не входило, без него можно было бы обойтись. Мы ни о чем не пожалели… Интересный рассказ (на английском) с видео и фотоматериалами о возведении этого грандиозного сооружения, подъем в гондоле на крышу купола. Панорама города… Но 150 крон за билет (750РР) можно и «зажать», поскольку есть много бесплатных мест в городе, где почти тоже самое видно, в общем – «на любителя». В целом, наша программа в этот день была очень насыщенной, мы посетили много мест с целью оправдать приобретение карты. После Глобала мы, посетив развод караула, были в соборе святого Николая на центральной площади возле королевского дворца. Прокатились на кораблике вокруг Юргордена. Побывали в Скансене, попутно посетив и океанариум. Обо всех этих местах написано подробно с любовью и знанием вопроса. Просто несколько впечатлений.

Развод караула. Это нужно видеть, а может именно нам так повезло! Шведские разнополые и разноразмерные бойцы с серьезным видом произвольно, очень невпопад перемещаются на площади у королевского дворца. Думаю, чтобы не видеть этого представления, королевская семья специально пораньше покидает место своей прописки, удаляясь куда подальше от данного действа. После просмотренного чувство разочарования быстро сменяется почти истерическим весельем. Короче, это словами не описать. Не в пример Стокгольму, развод караула в Копенгагене – образцовый, а недавно введенный в Петропавловке в Питере (с жонглированием заряженными карабинами) – вообще шедевральный.

Собор святого Николая (возле королевского дворца на острове Гамла Стан).

Величественное здание как снаружи, так и внутри. Полом служат плиты гробниц правителей и деятелей Швеции. Так и говорят, что здание буквально стоит на костях. На входе любопытная картина – собралась очередь (в основном русских) туристов, небольшая толкучка. Очередная группа быстро возвращается обратно с замечаниями «У-у… за это еще и платить нужно».

Очень интересная экскурсия на кораблике вокруг острова Юргорден.

От набережной Ниброплан ежечасно отходит прогулочный катер. Есть аудиогид на основных языках мира, куда, вероятно, ввиду географической близости, удостоился попасть и русский. Очень информативно, отличные виды города и даже прилегающих островов.

Скансен. Вроде бы банально – шведы со всей страны и в разное время стаскивают ненужные строения различного назначения и восстанавливают их на данном холме. Но захватывает… Бродишь по сравнительно небольшой площади, легко перемещаясь во времени. Возможно, еще дело в том, что все восстановлено до мельчайших подробностей и полнофункционально, включая и жителей J. По нашему общему мнению, Скансен заслуживает того, чтобы там провести целый день.

Не попали в городскую ратушу (променяли ее на обед). Перемещения планировали практически до минуты. То есть, если бы бродили просто так, не спеша, такой объем бы не охватили. Пара зарисовок. Центр Стокгольма. Большая стройка, как уже говорил ранее. Ищем остановку трамвая, чтобы ехать в Скансен. Трижды пробегаем площадь по земле, под землей и еще раз под землей. Опаздываем. В отчаянии обращаюсь за помощью к спешащей мимо даме. Она пробегает мимо, не оглянувшись. Расстраиваемся. Дама возвращается! Долго извиняется за невнимательность. Следует долгое разбирательство того, чего нам надо. Указывает нам направление, куда идти и опять начинает объяснять причину своей невнимательности. А английский-то мой уже иссяк! В итоге, осталось впечатление незавершенности разговора. Но цель достигнута и через 3 минуты мы на остановке трамвая. Опять центр Стокгольма. Покупаем мороженое на набережной. Обсуждаем, какое брать. У нас в разговоре (по-русски) звучит «розовое». Поворачиваюсь к мороженщику, а он уже накладывает и повторяет «розовое». Звучит «сиреневенькое», он притормаживает, дублирую «violet», он улыбается, накладывает и повторяет «сиреневенькое». Метро. Одним из пунктов тура являлось желание покататься на метро. Российское метро на этом фоне не сильно проигрывает (а уж если говорить о цене, то вообще вне конкуренции). То есть, метро Стокгольма просто другое. Поскольку готовились заранее, просмотрели много фотографий станций и хотели их увидеть «вживую». Действительность несколько разочаровала.

На фото все очень красочно и ярко, а ближайшее рассмотрение оставило впечатление некоторой серости, прагматичности и даже примитивизма. Хотя сами поезда великолепны. Есть ветки, на которых используются вагоны, аналогичные российским, а на некоторых вагоны похожи на Сапсан. Но все поезда идут очень мягко.

В целом, из всех посещенных крупных городов Стокгольм хочется посещать еще и еще (и к чему прослеживается тенденция J). Там не так многолюдно (ну, не считая Хельсинки). Очень развитая транспортная сеть, при этом метро для местных жителей не является основным средством перемещения. Явно выделенная историческая часть и в целом - ориентированность на туристов. Ну и так далее… Это, впрочем субъективно. Многим Стокгольм кажется мрачным и угрюмым… И, если бы не некоторые последующие «яркие» события (о них в конце), шведы бы вообще являли собой образец всего и вся.

На следующее утро – отъезд. В этой поездке – единственный (и последний) раз в жизни был благодарен выборочной настойчивости невысокого человека с серьезным лицом и непонятным статусом в его трогательной заботе о российских коровах вообще и моем в частности самочувствии. В итоге имеем двухчасовую разницу во времени со Стокгольмом. Шведы даже еще не перешли к стадии быстрого сна, а я уже позавтракал, собран, бодр и готов к действиям, в следствие чего - пользуемся всеми благами раннего подъема.

Одной из целей поездки было посещение замков Скандинавии, а конкретно - шведских - в виду их многочисленности и великолепной сохранности (восстановленности). Маршрут строился фактически на посещении по пути наиболее ярких из них. До Франции пока не доехали, хотя наслышаны. Но то, что увидели в Швеции, вряд ли сможет превзойти долина Луары.

-3

Первоначальную информацию о намеченных к посещению замках почерпнули отсюда http://sw-zamki.narod.ru/. Остальную информацию о конкретных замках искали уже выборочно. Некоторые впечатления. В первый день пути от Стокгольма были запланированы замки в Оребро и Вадстене. Поскольку выяснили, что в замке Оребро музей занимает незначительное место, поделившись им с муниципалитетом, решили уделить этому замку только внешнее внимание. По прибытию обнаружились сложности с бесплатной парковкой. Короче, этот замок осматривали 20 минут (рекорд).

На Вадстену выделили много времени. Но тоже не сложилось.

-4

Прибыли около 14 часов в субботу. Без проблем запарковались поблизости от огромного монастыря святой Бригитты (женщины, оказавшей немалое влияние на европейскую политику 14 века), и живописным берегом озера Веттерн (одно из крупных озер Швеции) отправились к замку. И тут нас ждал первый сюрприз местных особенностей. Режим работы замка в данный день с 16 до 20! И это при том, что обычно к 16 вообще все музеи замков, которые мы посещали, как раз закрывались! По Вадстене погуляли достаточно много и основными были ощущения вечного праздника, великолепно налаженного быта и абсолютного непонимания (нами) источника безмятежного существования. Зашли в одно из многочисленных домашних кафе. Здесь мы столкнулись в первый раз с тем, что мир не знает понятие кофе «американо». Возвращаемся к монастырю святой Бригитты. Собор действующий, поэтому внутри не фотографировали. Начал строиться в 13 веке. От тех времен остался фундамент, на части которого чуть позже и было возведено теперешнее здание. Интересно, что внутри этого действующего собора оборудована детская игровая площадка!

На следующий день были запланированы к посещению 3 замка. Марсвинхольм. Сванехольм. Туруп. Вообще, в южной Швеции расположено более 100 замков. Во многих из них расположены гостиницы, а какие-то являются частной собственностью и закрыты к посещению. Мы выбирали по внешнему виду и близости от основных трасс. Марсвинхольм оказался как раз частным и нас оттуда настойчиво попросили. Сванехольм имеет самую невзрачную внешность. Заводской корпус! Зато внутри очень насыщенный экспонатами музей быта в пять этажей. Нашлась даже импровизированная комната страха с пиротехническими эффектами. Живописен Туруп. Он тоже закрыт к посещению, но по причине того, что до восстановления руки у шведов еще не дошли, зато доступен великолепный парк с озером. Впечатлила конная газонокосилка. Зарисовка. Стоим фоткаемся. До Питера больше 1000 км. До местной федеральной дороги около 20 километров по проселочной извилистой дороге. Уже отвыкаем от русской речи. Идут молодые люди. Один другому: «Подожди, туристы сейчас пройдут, потом мы сфоткаемся». Было весело увидеть их лица, когда «туристы» сказали, что уже уходят. Встреча с Нижним Новгородом… Последний город перед въездом в Данию – Мальмё. Ничего положительного сказать не можем, так как были там очень недолго и остановились, вроде утром и в центре, но впечатление такое, что вернулись в Питер после «Алых парусов». Скорее всего, просто не повезло.

Быть в Швеции и не упоминать об Икеа, было бы преступлением. Поэтому Икеа. Но не в обычном ее понимании, а в процессе. Мобильность перемещения, кроме таковой, несет в себе и дополнительные возможность увидеть что-то интересное. Так вот, еще на этапе планирования проводили подбор отеля-кандидата на ночевку по пути в Копенгаген. Критерии, кроме указанных выше, были следующими – нахождение на примерном маршруте следования, расстояние от Стокгольма – около 500 км и возможность заезда с 20 до 23 вечера. Заранее место не бронировали – не хотелось связывать себя чем-то конкретным и его поисками. Еще тогда в поле зрения «всплыла» гостиница в городке Элмхулт. Ничем вроде не примечательное место, от Стокгольма 510км. Указано было лишь то, что в этом отеле вся мебель и оборудование Икеа, имеется музей, ну и на некотором расстоянии сама Икеа. В пути, заехав в Оребро и Вадстену, «созрели» до решения, что едем именно в Элмхулт, то есть в «Икейную» гостиницу. Поехали не по основной трассе Е4, а по 30-й через Векшё. К этому времени уже привыкли не сильно париться по отсутствию дорог, их состоянию, загруженности, информативности. Вообще – проблем НОЛЬ! В итоге мы лицезрели шведскую глубинку… Просто поражает степень ухоженности всего и вся! Понятно, что из окна машины детали видны смутно. Но обычно эти «детали» с любого расстояния в глаза бросаются. Я о разрухе. Лично у меня ощущение было, что всю Швецию взяли и вчера заселили. Я, конечно, догадываюсь, что тому или иному дому лет 50, а то и больше на сотню лет, но внешне это никак не выражено. Не кривых стен или окон, ни просевших крыш. Даже краска, и та лежит так, как будто покрашено было «вчера» (при заселении…). В этом смысле есть, что сравнить с Финляндией. Там все то же самое, один в один «вчерашнее заселение». Но, все же, хорошо заметно, что финским постройкам гораздо меньше лет – «пласт» цивилизации мельче. Едем мы, едем, и где-то еще километров за сорок-пятьдесят от Элмхулта стало сказываться дыхание торгового гиганта. Вдоль всей трассы – склады и производства, где «что-то» упаковано с надписью Икеа. Ну, в итоге и сам город представляет собой нечто крутящееся вокруг данной системы. А гостиница расположена в логистическом городке Икеа.

К сожалению, ни в музее, ни в самом магазине побывать не пришлось. Гостиница замечательная – просторная, спокойная, уютная…

Завтрак отличный – Buffe – так ТАМ называется «наш» шведский стол. В целом, как писал ранее, нужно отметить, что в поездке готовились либо платить немалые деньги за еду, либо «недоедать». Ни того ни другого не случилось. Еды было много, стоимость ее была приемлемой. По дорогим ресторанам, понятное дело, не бродили, но и в разнообразии себе не отказывали. Единственное, что не сложилось, так это морепродукты – от сельди до омаров, но этого просто хотелось при случае. Случай не представился…

Въезжаем-таки в Данию. Первая всемирно известная достопримечательность – Эресуннский мост. Коротко – не впечатлил! Вероятно, когда он был построен, это было событие. Но с тех пор величественных сооружений появилось множество, и, например, элементы питерской КАД впечатляют не меньше, а уж Москва ежемесячно являет миру какую-нибудь дорожную загогулину. Оплату проезда по мосту принимают во всех основных валютах в привязке к евро, можно платить картой. Более подробно о ценах здесь http://uk.oresundsbron.com/page/948

В отличие от Стокгольма, Копенгаген посещали в первый раз. Поэтому проведенные в общей сложности непосредственно в городе полтора дня были просто знакомством с датской столицей, а не экскурсионные изыски.

Некоторые впечатления. Копенгаген оставил смешанное впечатление. С одной стороны – великолепная архитектура, от которой захватывает дух….

Но с другой стороны все это вместе взятое производит впечатление игрушечности. Строения вроде бы и древние, но закрадывается сомнение, что это так на самом деле.

«Свободный город Христиания» тоже как-то не показался…

-5

Еще в городе не прослеживается какая-то целостность того «груза эпох», что ожидаешь от тысячелетия цивилизации. То есть, по субъективному впечатлению, Копенгаген при внешней схожести с Питером, можно ассоциировать с Москвой – все красиво, аккуратно, дорого, но «без лица» и без души. Ну и так же как в Москве – бурлящий людской муравейник, где у людей есть всепожирающая цель – зарабатывать бабло любой ценой. И метро здесь, несмотря на дороговизну, уже является основным средством передвижения. Если, конечно, велосипедистов во внимание не принимать. О них, кстати, начитались много и готовились ходить, вжимаясь в стены домов и ездить «овощем». Ничего подобного. Если не тупить – никакого дискомфорта не ощущается. Более того, не мешают велосипедисты и машинам. Просто многие россияне, а особенно жители наших столиц ввиду повального хамства на дорогах, с большим трудом воспринимают равенство всех в правах и их вводит в ступор, что велосипед нужно пропускать, так же как и пешехода, которого тоже пропускать не привыкли.

Датское метро. Очень интересная тема. Ну, очень хотелось туда попасть. Как, наверное, и многим гостям датской столицы, толпящимся возле билетных автоматов. Вот сейчас, соотнеся все увиденное, я понял бы, и то не сразу, принципы перемещения и оплаты. А тогда… Выбор был между приобретением 4-х зонового проездного на 24 часа и единого на все виды транспорта на те же 24 часа. Дело было на центральном вокзале. Поизучав меню автомата, решили купить 4-х зоновый. Возникли сомнения, входит ли в четвертую зону станция, где мы живем (она как раз на границе зон)? Ну, ладно, решили так решили. Поскольку валюту приобретали заранее, предполагалось, что расплачиваться будем ей, а не карточкой. Тут нас ждал один из сюрпризов – автоматы жрут только металл. Или пластик... Бумажный кэш их не устраивает. Хотите купить билет – меняйте деньги. А на всех торговых точках надписи как раз о том, что размена ТУТ нет. Ладно… Завтра на станции купим. Наутро, по прибытию на станцию, открываем меню автомата. Уп-с… А нашей-то как раз там и нет, не входит-таки она в 4 зоны. Итого, все само собой сводится к покупке общего проездного. Менять деньги неохота (пока), кормим автомат карточкой. В меню несколько языков, разобраться можно, а вот информационный дисплей карточки только по-датски. Это, вроде, не самое страшное – ПИН, подтверждение и все… Ни фига! Вставляем карты, а ОНО просит ПИН и что-то по своему пишет, но по смыслу понятно, что что-то нужно ЕЩЕ сделать. Тупик… Железа по-прежнему нет! Идем в магазин – менять. Покупаем «пакетик» булочек (уток-чаек покормить). Пакетик надо сказать не маленький, размером с обычный батон, меньше просто не нашли. Просим на кассе продавщицу сдачу дать мелочью. Продавщица входит в положение, но СТОЛЬКО мелочи у нее в кассе с утра не оказывается! Довольствуемся чем есть. Покупаем-таки первый проездной, представляющий из себя узкую полоску картона с магнитной полосой. Пока ищем мелочь на второй билет, экспериментируем с техникой дальше. В итоге, карточкой мы все-таки расплатились, но как это произошло, мы не поняли. Возможно, дело было в том, что нужно еще конкретно указать, как платим – наличкой или карточкой. Хорошо. После потерянных более получаса на эти процедуры, мы получаем 2 проездных и идем к желтым ящикам-компостерам, чтобы проездные прокомпостировать первый раз, как положено. Вставляю карточку в щель… И ничего! Еще… Ноль! Вставляю в соседний… Опять ничего. Почувствовали себя полными дебилами… Обращаемся к тете, ожидающей чего-то в холле. Тетя берет карточку и проделывает то же самое! И у нее ТОЖЕ НИЧЕГО НЕ ПРОИСХОДИТ! Тетя удивляется и ТОЖЕ ВСТАВЛЯЕТ карточку в соседний аппарат. Немая сцена. Итог тот же. Уже совместным разумом поворачиваемся еще к одному из аппаратов, который соглашается сотрудничать и штемпельной краской штампует время и дату. Дебилизм потихоньку рассеивается. А сами по себе станции метро, как уже писал, очень многолюдны и безлики. Практически все выложены однотипной грязно-серой плиткой, неуютно. Правда, можно отметить технологичность самого процесса. Очень информативные табло, как на станциях, так и в поездах, удобные вагоны. Нет машинистов. Все выверено до секунды. Понятно, когда и куда идет поезд. Объявления, понятное дело, на датском (очень красивый язык), но на табло все дублируется, так что разобраться несложно. Поезд идет почти бесшумно, с легким свистом, рельсовые стыки совсем не ощущаются. Ощущение после российских поездов, что из «десятки» с ручной коробкой передач пересел в Ауди с вариатором.

Далее была поездка в Роскильде.

-6

Вот ради этого стоило ехать за полторы тысячи километров. Захватывает дух. Наваливается немыслимая тяжесть. Возможно, этого бы не происходило, не знай - сколько ЭТОМУ ВСЕМУ лет! Изумительно красиво и величественно! В основном, собор, а речь именно о соборе в Роскильде, был в современном виде построен еще в 12 веке. Дальше, понятное дело, потихоньку модернизировался и расстраивался. Но то, что мы видим, в этом самом виде простояло почти тысячу лет! И это не просто какой-нибудь барак или башня… Короче, и это тоже нужно видеть! В отличие от шведских соборов, буклетов на русском нет, но на английском – информация бесподобная! Примечание. Как и почти во всех места, где были, приехали к открытию, поэтому могли в абсолютно спокойной обстановке любоваться красотами. Уже через час, что внутри собора, что на подходе к нему было не протолкнуться в разноголосой туристической массе.

Опять касательно метро. Дело в том, что метро в Копенгагене само по себе не очень-то и разветвленное, по-моему, всего три ветки. Дело лишь в том, что оно объединено с двумя видами поездов – пригородными и междугородними, сведенная чего воедино карта и ставит в легкое замешательство, если не тупик. И по одним и тем-же рельсам идут разные поезда. Где-то в описаниях мы про это читали, как и про то, что не весь транспорт подпадает под действие проездных. Кто-то долго объяснял контролерам, что они не зайцы, а жертвы обстоятельств. Роскильде – это хоть и большой Копенгаген, но пригород. ТУДА мы приехали на автобусе, удобно, поскольку отельчик - прямо на трассе Копенгаген - Роскильде. А обратно захотелось ехать на одном из двух вариантов поездов - пригородном или междугороднем. Пригородный, вроде как, на нашей станции останавливается, а междугородный – нет. Но, когда мы вышли на перрон, выяснилось, что до ближайшего пригородного «целых» 18 минут, а междугородный подкатил тут же. Мы в него сели и, чтобы не было проблем, сразу же показали наши проездные проводнице. Она согласилась. Мы зашли в отсек. А надо сказать, что в рамках одного вагона у них есть разные классы размещения. Мы по простоте забрели в А-класс, стоим в проходе и чувствуем на себе раздраженные взгляды обитателей; при этом проводница ходит мимо, но ничего не говорит. Короче, мы сами вышли через пару минут, тем более, что еще через минуту мы приехали на станцию, где собирались выходить.

Мён.

-7

Дания владеет не только всем известной Гренландией, но и расположенным впритирку к ней островом Мён, примечательным своими белыми скалами. Тоже супер! Тоже очень красиво. Но по-другому. Не тронутый цивилизацией берег на десятки километров с узкой прибрежной полосой 10-15 метров. И вверх на высоту 10 этажного дома уходит скала белого цвета, которую можно принять за меловую. Но это действительно скала! Да, она «мелется» и немного крошится, но это все-таки камень. Для наблюдения за состоянием скал создан институт-музей (гео-центр), куда собирают детали маленьких и больших динозавриков, которые по мере осыпания скал, там проклевываются. Парковка перед самим гео-центром платная. То есть, заезжаем на нее свободно через шлагбаум, паркуемся, а на выезде – еще один – 25 крон вынь да положь… Ограничений по времени мы не заметили. Вокруг, на несколько километров все увешано знаками, запрещающими остановку.

Дорога к гео-центру лежит через несколько маленьких городков. В одном из них (вроде это был Stege) мы остановились попить кофе, пива и просто погулять. Городок произвел неизгладимое впечатление своей ухоженностью, какой-то «пряничностью», навевая мотивы сказок всемирно известного датчанина.

После некоторой дороговизны Копенгагена, набрав в местном кафе 4 вида пирожных ручной работы и 2 больших кофе, отдали за это 65 крон (то есть меньше 400 рублей). Долго и безрезультатно просили пакет, чтобы упаковать пирожные, фраза to go как-то выветрилась. В итоге женщины поняли друг друга жестами. Потом было посещение местной пивной. Очень хотелось попробовать ХОРОШЕГО датского пива (не для туристов на набережной Nyhavn). И вот тут-то и выяснилось, что для самостоятельного путешествия по глубинке, знание английского залогом успеха не является. То есть, как бы хорошо Вы не знали данный язык, может оказаться так, что его ТАМ не знают и понимание происходит на уровне интуиции. В итоге мне выдали бутылочку отличного темного пива со сказочным названием Merlin. Этот день, по общему мнению, оказался самым ярким на позитивные впечатления. Причем впечатления неожиданно яркие. Собор Роскильде, скалы Мён и этот маленький городок дали этот максимально положительный набор, явившись кульминацией поездки.

Как уже отмечалось, все-таки Копенгаген – это большой, деловой город. В день отъезда утром встроились в поток и, двигаясь в сторону центра, направились к Кронборгу (Хельсингеру, короче, замку Гамлета).

-8

Поток машин – ну очень большой. Несколько километров в нем заняли больше часа времени в режиме «овощ». При этом параллельно автопотоку идет велопоток самых причудливых вариантов, начиная от мудреных багажников, заканчивая двойками и тройками. По сложившейся традиции, к замку приехали достаточно рано и гуляли по нему в совершенном одиночеству. Очень интересно! Из всех посещенных, этот (субъективно) больше всего подходит под определение «зАмок» или «крепость». Тут и выгодное расположение на берегу, и оборонительные укрепления спирального типа, и рвы с водой, и высокие башни, и роскошное оформление и т.д.

Ну, и самое яркое впечатление от поездки. Нет, это не красоты природы и не чудеса техники. Заехали на паром Хельсингер – Хельсинборг. Он идет всего 20 минут. Можно успеть выпить кофе в многочисленных барах. Мы не успели, потому что смотрели на берег. На уходящий замок Гамлета, на приближающуюся Швецию. И вот тут-то оно - самое яркое впечатление - нас и накрыло. Выезжаем с парома. К машине бежит таможенник и так ласково начинает расспрашивать о наших семейных отношениях, о нашем маршруте. Правда, частично это звучит как утверждение - а Вы ведь из Германии едете, работали там? Объясняю, что еду только из Дании и еду уже в обратную сторону, в Питер, домой то есть. Он также ласково кивает и просит отъехать к парковке. На парковке стоит микроавтобус. Сначала думали, что нужно к нему и там у нас документы будут проверять. Нет. Нам в руководители выдали крепкую шведскую даму, которая показала дорогу в бокс. Мы вышли, нас слегка ощупали и провели за стеклянную перегородку. А к машине сбежалось 4-5 таможенников (или кто они там у них, не знаю) и начали разгружать машину. Народ работает, а к нам в «обезьянник» делегировали сотрудника, который знает по-русски слово «собака». Он еще раз прослушал информацию о нашем маршруте и применил данное слово, когда оно пришло. То есть, пришел лохматый друг, которого сунули в каждую щель машины и который как продолжал довольно вилять хвостом, так и делал это дальше. После этого все повеселели. То есть, как я полагаю, люди исполняли свои обязанности и были готовы к неожиданностям (а вдруг эти непонятные русско-чеченцы стволы повынимают и всех гранатами закидают, лучше бы раньше об этом думали, когда в свою страну всякому сброду со всего мира виды на жительство давали). Пёс послужил доказательством того, что работу свою они проделали хорошо, но впустую, и все успокоились. Более того, стали возле багажника с виноватым видом, мол, мы можем все обратно покидать, но лучше Вы (мы) сами. А, да! Еще он (сотрудник) знает слово «шашлык». Мы, когда в поездку готовились, взяли с собой походный набор барбекю, собирались посидеть на природе (случай, как и с морепродуктами не представился…). При сборе нашего добра в машину «шашлык» был озвучен. Ну, еще народ немало позабавился наличию в багажнике лопатки, оставшейся с зимы… Ну и все. Кроме всего прочего, интересно то, что ВООБЩЕ никаких документов у нас не спрашивали. Час времени мы потеряли. С одной стороны, из графика выбились не сильно, но как-то все это не очень позитивно повлияло, что оставшийся день получился скомканный. Впечатления от посещения последнего из запланированных замков (Калмар), это, конечно, не испортило, но смятение в организацию поездки внесло.

Но про Калмар рассказать нужно обязательно. Планировали провести тут время более продуктивно. Тем не менее, все, что рассчитывали - исполнили. Главное - было успеть в сам замок до его закрытия. Успели. И опять-таки ходили по нему в совершенном одиночестве, поскольку были последними визитерами.

Комплекс впечатляет. Чувствуется былая мощь великой державы и, что приятно, все это поддерживается в великолепном состоянии. Музей очень содержательный. Как все шведские музеи, он не посвящен конкретно данному объекту, тут много всего из древнего и относительно недавнего быта страны. Возможно, дело в том, что, как и в России, в Швеции тоже были времена, когда на свою историю смотрели пренебрежительно.

В замке и склады были и гусары квартировались, все это свой след оставило. От гусар, к примеру, осталось чучело реального коня, участвовавшего в парадах, что трогательно описано в прилагаемой табличке.

И, конечно, как и все крупные шведско-датские музеи, этот не обошелся без копии платья королевы Маргрет, сыгравшей объединительную роль в междуусобных войнах 14 века.

-9

И те и другие (датчане и шведы) считают королеву своей. Платье первоначально находилось в соборе в Роскильде (где копия, конечно, имеется); но позже, когда шведы поприжали южных (да и не только) соседей, платье вывезли и выставили в соборе Упсалы (туда мы пока не доехали). И на вялые намеки вернуть раритет обратно, так же вяло реагируют отрицательно.

После посещения замка сумбурное настроение вернулось. Мы вяло ткнулись в пару отелей, и решили было из города уезжать. И так получилось, что дорога пролегала мимо поворота на остров Оланд. А, кроме того, что он второй по величине на Балтике, на него ведет очень живописный (со стороны) мост. В итоге, свернув на мост и простояв в долгой пробке из-за местного ремонта, мы посмотрели и мост и остров. То есть, посмотрели, конечно, громко сказано, ибо оценить красоту моста непосредственно с него не представилось возможным, а попытка прокатиться по самому острову уперлась в его гигантские размеры.

Вернувшись на трассу и поужинав в «родной» Икеа, мы решились на пятисоткилометровый марш без ночевки от Хельсинборга до Стокгольма. Вообще, ничего страшного. Не спешили, наслаждались великолепными пейзажами и обустроенной территорией.

Только вместо 10-11 утра, как было запланировано, мы запарковались у стокгольмской Икеа чуть только рассвело. Короче, этот день тоже получился скомканным. То есть, если бы отель запланировали заранее, то и к нему бы приехали и на него ориентировались бы… Короче, видимо путешествие немного уже утомило… Да, побывали в шведских пробках. Видели шведскую аварию. Едем в той самой пробке. Мимо по пустой выделенной полосе проносятся несколько разных машин аварийного назначения – скорая, пожарка, полиция и что-то еще… Через некоторое время доезжаем до места «трагедии». Стоят огороженные лентами и аварийками две легковушки без видимых повреждений… Может, конечно, кому плохо стало… Ожидая погрузки на паром, пристал с разговорами (неделю не слыша русской речи) к питерцам, которые совершили более грандиозное путешествие на мыс Нордкап. Мы туда еще поедем…