Найти тему
Судострой

Вторая жизнь атомных крейсеров проекта "Орлан"

Вывод крейсера "Адмирал Нахимов" из наливного бассейна / Фото: М. Воркунков | Севмаш
Вывод крейсера "Адмирал Нахимов" из наливного бассейна / Фото: М. Воркунков | Севмаш

18 августа на северодвинском "Севмаше" завершился первый этап модернизации тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРКР) "Адмирал Нахимов". Корабль был выведен из наливного бассейна к достроечной набережной для дальнейших работ. После завершения работ по "Адмиралу Нахимову" на ремонт должен стать второй крупнейший в мире атомный крейсер "Пётр Великий".

В рамках первого этапа ремонта "Адмирала Нахимова" корабелы Севмаша провели дефектацию, демонтаж и монтаж крупногабаритного оборудования, корпусных конструкций, изоляционных материалов, кабельных трасс. Дальнейшие работы будут выполняться на воде. В результате флот должен получить #крейсер с новыми системами жизнеобеспечения, корабельной энергетики, более современным радиотехническим, артиллерийским и ракетным вооружением.

Корабль "Адмирал Нахимов" (ранее "Калинин"), сданный в 1988 году, является третьим из четырёх атомных крейсеров проекта 1144 "Орлан", которые были построены на Балтийском #заводе. Первый крейсер "Адмирал Ушаков" (ранее "Киров") был сдан в 1980 году. Второй – "Адмирал Лазарев" (ранее "Фрунзе") был сдан в 1984 году. Четвёртый – "Пётр Великий" (ранее "Куйбышев", затем "Юрий Андропов") находится в строю с 1998 года.

Модель головного крейсера проекта 1144 "Киров" в Центральном военно-морском музее / Фото: Судострой
Модель головного крейсера проекта 1144 "Киров" в Центральном военно-морском музее / Фото: Судострой

Длина крейсеров проекта "Орлан" составляет 251 м, ширина – 28,5 м, осадка – 10,3 м, скорость полного хода – 31 узел, мощность – 140 тыс. л.с., автомность – 60 суток. Дальность хода на #реакторах не ограничена. При полном водоизмещении около 25 тыс. тонн, это самые большие в мире надводные не авианесущие корабли с ядерной энергоустановкой.

Впрочем, такие характеристики имеют и обратную сторону. Содержать такой корабль очень дорого. Видимо поэтому число "Орланов" всё-таки будет сокращено, хотя изначально заявлялись планы о модернизации всех четырёх крейсеров. На данный момент "Адмирал Ушаков" и "Адмирал Лазарев" ожидают утилизации, а "Пётр Великий" должен пойти на #модернизацию после завершения работ по "Адмиралу Нахимову".

При этом срок завершения работ, как это, увы, часто бывает, сдвигается вправо. Работы по ремонту и модернизации ТАРКР "Адмирал Нахимов" на заводе "Севмаш" началась в 2012 году. Спустя два года крейсер был поставлен в наливной бассейн для дальнейших работ. В 2015 году в качестве срока завершения работ упоминался 2018 год, затем озвучивались 2021 и 2022 годы.

Изменение срока вполне можно объяснить большим объёмом работ. По словам военных, после завершения модернизации это будет практически новый корабль с обновлёнными системами и вооружением. А конструкторы вооружили крейсер проекта 1144 более чем достаточно. На корабле предусмотрено авиационное, ракетное, зенитное, противолодочное и артиллерийское вооружение. Такой крейсер может выступать основой корабельной группировки в любом районе Мирового океана.

Модель головного крейсера проекта 1144 "Киров" / Фото: Судострой
Модель головного крейсера проекта 1144 "Киров" / Фото: Судострой

Модернизация "Адмирала Нахимова" выполняется по проекту 11442М, разработанному Северным ПКБ. По словам заказчика, крейсер получит "совершенно новые тактико-технические характеристики". Что именно изменилось на корабле, должно быть официально объявлено после начала испытаний. Ждать осталось не так долго.