Найти в Дзене
IPLogos

Love Is In The Air в Австралийском Суде

Photo by Steve Halama on Unsplash
Photo by Steve Halama on Unsplash

Знаменитый хит "Love is in the air" был написан двумя австралийцами, Harry Vanda и George Young, в Сиднее в 1977 году.

В 2008 году участники американского дуэта Glass Candy использовали "Love is in the Air" для написания своей песни "Warm in the winter".

В 2014 году они же написали песню "France is in the Аir" для французского авиаперевозчика Air France. Песня использовалась для международной рекламной кампании французских авиалиний, которая проходила с 2015 по 2018 год.

Узнав о незаконном использовании своего произведения, авторы подали иск в суд Австралии. Ответчики - оба участника дуэта Glass Candy, Air France и Kobalt, австралийский публикатор песни "Warm in the winter".

Истцы обвинили ответчиков в копировании существенной части хита "Love is in the air" для создания двух произведений "Warm in the winter" и "France is in the Air", что в соотвествии с законодательством Австралии нарушает права авторов в случае трансляции данных переделанных песен и возможности их скачивания на территории Австралии через платформы Youtube, iTunes, Spotify, Google Play и сайт IDIB, а также в случае проигрывания песни "France is in the Air" клиентам, обратившимся в авиакомпанию Air France по бесплатному телефону в Австралии во время ожидания ответа оператора. В дополнение истцы заявили о нарушении неимущественного права на неприкосновенность произведения.

Федеральный Суд Австралии согласился с истцами, что ответчики использовали существенную часть хита "Love is in the Air" для создания своих произведений. Тем не менее, суд не нашел нарушения авторских прав в действиях YouTube и остальные сервисов, поскольку они получили лицензии от APRA и AMCOS (австралийские организации для осуществления управления авторскими правами) для трансляции австралийской музыки на своих платформах. В отличие от платформ, суд признал виновным в нарушении авторских прав сайт IDIB по причине отсутствия прав на использование песни "Warm in the winter". Также суд признал авиакомпанию Air France нарушителем права авторов при сообщении песни "France is in the Air" клиентам по телефону. Более того, суд признал данные нарушения существенными, что дает истцам право на требование компенсации ущерба.

Что касается нарушения права автора на неприкосновенность произведения, суд пришел к следующему выводу. Закон об авторском праве Австралии от 1968 года предоставляет автору право на неприкосновенность произведения, в соответствии с которым искажение произведения, то есть любое действие, которое влечет за собой существенное изменение произведения, наносит вред репутации автора. Но интересно то, что в соответствии с данным Законом любые действия за пределами территории Австралии, приводящие к искажению произведения, не нарушают неимущественное право автора. Также Закон гласит, что нарушение неимущественного права автора не имеет места даже в случае, если впоследствии искаженное произведение доводится до слушателей на территории Австралии. То есть для того, чтобы факт нарушения права был признан, первоначальное искажение произведения должно произойти на территории Австралии. В данном случае незаконное воспроизведение части хита "Love is in the air" состоялось на территории США. В итоге, суд отказался признать нарушение права авторов на неприкосновенность произведения.

Подход суда к признанию нарушения (или его отсутствия) имущественных и неимущественные прав автора достаточно необычен. Но этому есть объяснение. Дело в том, что положения о личных неимущественных правах автора были введены в австралийский закон только в 2000 году. До 2000 года личные неимущественные права защищались с помощью концепций общего права о клевете и введении в заблуждение.

Суд признал, что именно честь и достоинство авторов хита нескольких поколений действительно в данном случае пострадали. Обнаружение своего произведения, которым гордишься, в искаженном и переделанном виде, действительно затрагивает честь и достоинство авторов. Что каcается репутации авторов, суд не признал репутацию авторов пострадавшей, поскольку, по мнению суда, услышав рекламу по телефону, слушатели сразу понимали, что в ее основе использован известный во всем мире хит "Love is in the air".

Так что, если бы не ограничивающая статья Закона о территориальном принципе действия неимущественных прав автора, суд бы признал нарушение права неприкосновенности произведения через концепцию нанесения вреда чести и достоинству авторов произведения.