Найти тему

Геймификация: нужная в управлении штука или очередное модное слово?

Оглавление

Что такое геймификация и зачем она нужна?

Геймификация (она же Игрофикация), если коротко, - применение игровых элементов в различных неигровых процессах. Вот сейчас я планирую говорить про процесс управления))

(Хотя конечно же она применяется и в маркетинге, и в продажах, и много где ещё, это прямо тенденция - тенденция).

Как выражается геймификация в целом?

Очень по-разному: это и соревнования, и подсчёт очков, и введение игровых валют, и раздача призов, и рейтинги/левелы/набор скилов (уровни мастерства), и даже просто легендирование того или иного процесса.

Для чего геймификация применяется в управлении?

Прежде всего, конечно, для вовлечения и мотивирования сотрудников. Для повышения интереса к работе, для придания работе элемента веселья и даже порой некой сказочности, для задействования, так скажем, детской части взрослого сотрудника (а играть, кстати говоря, любят все).

И чтобы не было вопросов исключительно про "офисных хомячков" 😂, хотя я лично именно такой товарищ)), приведу пример старейшей и простейшей геймификации на производстве, который приписывают самому Генри Форду: доска результатов (лидерборд), на которой каждая уходящая смена писала мелом количество собранных за смену автомобилей. А следующая пришедшая смена пыталась это количество превысить, чтобы написать уже свою, бОльшую, цифру.

То есть геймификация работает совершенно везде (в разных видах, естественно).

Когда нужна геймификация в управлении?

Возникает вопрос - всегда ли нужно применять геймификацию в работе с сотрудниками?

Ну конечно нет!

👔 В управлении сотрудникам в принципе есть не так много супер-обязательных вещей. Конечно, ставить задачи, контролировать, давать обратную связь обязательно. Без этого сотрудники либо не будут ничего делать, либо будут делать не то, что нужно. Кстати, подробнее про десяток самых нужных навыков руководителя в этой статье.

А вот дальше начинаются инструменты, которые можно применять, а можно и не применять.

✔️ Автоматизация процессов. Обязательна?

Нет, вы можете писать на бумаге и считать на счётах. Долго, мучительно, но в целом реально.

✔️ Нематериальная мотивация. Обязательна?

Нет, вы можете поставить зарплаты в разы выше рынка, и сотрудники будут за вас держаться. Месяц-другой. А потом другие, потом третьи. Дорого, конечно, но что делать.

✔️ Обучение. Обязательно?

Если у вас все профессионалы, пусть применяют то, что уже умеют. С лидерами рынка конечно они вряд ли сравнятся, но на хлеб с маслом скорее всего заработают. Особенно если вы монополист))

✔️ Репутация. Обязательна?

Практика показывает, что некоторые компании, даже обманывая сотрудников и клиентов и вытворяя всякие малопристойные вещи, годами умудряются продавать и оставаться в прибыли. Не очень понятно, какими затратами и усилиями, но факт налицо.

Ну и масса подобных моментов из разных аспектов управления, которые необязательны, но с ними быстрее, легче и эффективнее.

Та же самая история и с геймификацией.

Она конечно не обязательна!

❗️НО: 

  • если у вас в основном сотрудники поколения Y (люди моложе примерно 1985 года рождения); 
  • если вы попробовали все классические методы развития, и не очень довольны результатами (в частности, те же вебинары, тренинги, лекции и прочая классика уже/ещё/совсем не работают))); 
  • если работа ваших сотрудников до ужаса монотонная и одинаковая;
  • если просто люди (например, работающие давно) заскучали, и им явно хочется разнообразия и встряски; 
  • если мотивационные меры, которые применяются в компании, потеряли эффективность или стоят слишком дорого;
  • ну и просто если вы следуете современным тенденциям, -

как минимум посмотреть в сторону геймификации стоит. 

Конечно, речь не идёт о компании/подразделении, где люди сидят в неотапливаемом гараже и без ресурсов, получая миллионы авральных задач ежедневно! Задумываться о геймификации стоит тогда, когда большая часть рутинных процессов отлажена!

А ещё нужно ставить цели геймификации, взвешивать вложения и ожидаемые результаты, получать рекомендации и делать осознанный выбор.

Примеры геймификации:

Про лидерборд есть в начале статьи, несколько других примеров.

  • Для сотрудников банка интерфейс CRM-системы переведён в формат компьютерной игры. Каждый сотрудник - герой, который должен реализовать подвиги (достигать показатели, выполнять задачи, проходить рабочие обучения). Все вместе спасают королевство от нападения врагов и завоёвывают новые земли (выполняя дополнительные/непрофильные задания).
  • Сотрудники отдела продаж, выполняя плановые показатели, зарабатывают внутреннюю валюту ("котиков"), которую в конце периода могут потратить на приятные мелочи. Победитель по итогам квартала получает весомый приз.
  • Постоянно опаздывающим инженерам на производстве за пятнадцать минут до начала рабочего дня выставляется ваза со свежими красными яблоками. Количество яблок ограничено (их примерно в два раза меньше работающих сотрудников), и чтобы получить своё яблоко, - нужно прийти раньше (кстати, количество опозданий в этом кейсе резко уменьшилось).

То есть формат совершенно разный. Затраты совершенно разные. Далеко не всегда это супер-дорогостоящая история, иногда она скорее про фантазию))

А вы встречались с геймификацией в управлении людьми?