Когда говорят о юзабилити, обычно определяют его как «удобство», «простота». Но не будем кривить душой: на самом деле имеют в виду увеличение конверсии (рост продаж, заявок или любых других целевых действий). Ведь важно не только сделать сайт удобным и понятным; нужно, чтобы он лучше выполнял свою прямую функцию.
Мы в ADDEO честно признаём: если улучшить юзабилити, то только так, чтобы все дороги вели к заявке. А теперь расскажем, как этого добиться.
Первым делом — осмотреться
Прежде, чем улучшить юзабилити, нужно понять текущее положение дел. Для этого проводится аудит («обследование») портала.
Стандартные этапы аудита:
Навигация и меню. Насколько элементы понятны и удобны в использовании?
Структура. Легко ли находить нужную информацию?
Интерфейс. Смотрим, есть ли интерактивные элементы: кнопки, виджеты, всплывающие окна, баннеры.
Раздел заказа. Важно понять, с какими трудностями сталкивается клиент при оформлении. В этом поможет опрос (фокус-группу можно собрать из друзей и знакомых) или использование Яндекс.Метрики. Зайдите в отчет «Посещаемость» и обратите внимание на отказы, глубину просмотра и время нахождения на интернет-странице.
Контент. Карта перемещения пользователей в Яндекс.Метрике подскажет вам, удачно ли подобран контент: переходят ли посетители в раздел заказа или покидают портал.
Если аудит проводит эксперт, он соберет больше данных с помощью сервисов или даже пригласит тестировщиков, чтобы сделать пользовательский тест.
Знакомьтесь: ваш клиент
Точный портрет пользователя — вот что поможет улучшить юзабилити. Нельзя сделать веб-ресурс хорошим и привлекательным для всех, но можно максимально «заточить» его под вашу целевую аудиторию. Для этого ответьте на вопросы, каким вы видите своего типичного клиента: возраст, пол, семейное положение, образование, доход, география проживания, профессия, хобби.
Зная аудиторию, проще понять, почему посетитель не выполняет ожидаемых от него действий.
“А что у них?”
Анализ конкурентов тоже важен. Конечно, напрямую плагиатить дизайн и удачные находки не нужно. Но сравнивая себя с другими, вы быстрее заметите свои ошибки и просчеты. И, возможно, найдете вектор для роста.
Когда улучшить юзабилити решает профессионал, он обязательно включает в свою работу анализ конкурентов.
Почему он ушел
Важнейший показатель качества сайта — число отказов: их показывают инструменты Google Analytics и Яндекс.Метрика. Отказом считается, если пользователь ушел почти сразу же; это значит, что ресурс не заинтересовал его. Если отказов много, вероятно, главная страница нуждается в доработке.
Ныряем глубже
Глубина просмотра — ещё один важный показатель. Это число просмотренных страниц за один визит: глубина просмотра показывает, насколько качественный контент на вашем портале и достаточно ли хороша навигация.
Больше минуты — норма
Время, проведенное пользователем на веб-ресурсе, тоже подскажет, нужно ли вам улучшить юзабилити. Чем дольше пользователь остается на вашем веб-ресурсе, тем выше вероятность, что он совершит нужные действия. Бонус — хорошее ранжирование в поисковиках. Нормой считается, когда время составляет минуту или больше.
Советы от ADDEO
Когда перед нами встает задача улучшить юзабилити сайта, мы всегда решаем её комплексно: обычно здесь нужно работать в нескольких направлениях.
- Скорость загрузки страниц
- лаконичное оформление страниц, без отвлекающих факторов
- Удобство чтения и просмотра
- Удобство формы заявки
- Адаптивный дизайн
- Доступность контактов и другой информации
Когда все эти задачи решены, конверсия повышается в несколько раз.
Хотите узнать, какие проблемы есть у вашего веб-портала? Закажите аудит в ADDEO!