Меньше всего на свете мне хотелось бы хейтить страну, в которой я живу, и уж тем более ее людей, но тема того, что мы совсем не умеем развлекаться, настолько часто всплывает в разговорах с кем бы то ни было, что, возможно, от нее легче будет избавиться просто записав мысли, которые дамокловым мечом надо мной повисли. Ну и просто, чтобы было, как эпиграф:
«Патриот - всегда диссидент»
А. Сокуров
Будучи школьницей, я искренне не понимала, почему при очевидном превосходстве «золотого миллиарда» мы не берем все лучшее, что уже есть, и не внедряем к себе; я мнила себя «западником» и не видела проблем в использовании чуть ли не готовых планов развития экономики до уровня «сверхдержавы». Но моя наивность это еще полбеды по сравнению с тем, в чем я имею дело, отказавшись от идеи «догнать и перегнать штаты». Сегодня есть много причин, почему мне хочется уехать из России, просто чтобы не ассоциировать себя с ней, одна из них - тотал перфект блю.
Я живу скорее среди информации, чем среди плохо асфальтированных дорог или, например, гор Северного Кавказа. Дома часто работает телек, засыпаем мы с мелкой под YouTube, а перерывы между работой заполняются статьями из телеграм-каналов. Правы были все, кто говорил, что нужно учить английский - иначе искренне смеяться и восторгаться тонкостью мысли просто невозможно. Я к тому, что подавляющий процент (больше 90%) русскоязычного развлекательного контента - это скука и мука.
Во-первых, четкое разделение телека и интернета - понятное дело, оно есть везде, но если для запада основной вопрос в доступности (любой может создать свое шоу и среди них находятся бриллианты), то наш случай - это несвобода (в сеть идут те, кто хочет материться и осуждать власть). Поправьте меня все, но я лично не знаю ничего действительно смотрибельного широкой аудиторией и при этом качественного, кроме расплодившихся интервью (это может быть кто угодно, но Дудь - ван лав) и что-нибудь от канала «Чикен Карри». Не берем отдельных блогеров - смотрим на индустрию. При этом все мои любимые проамериканские видео - лишь дублирование того, что уже показали там по ти ви. Речь о развлекательных шоу, которых для начала больше, чем одно и даже десять, а далее - в них спокойно говорят о том, что Трамп - кусок дерьма (дорогой Лин-Мануэль на SNL), или поют песни, как звезды мирового уровня трахают друг друга - шутка про Мэтта Деймона на шоу Джимми Киммела, растянулась уже на 15 лет (грохнуться можно) и при использовании одной и той же темы (Деймон не может стать гостем Киммела) умудряется не уходить в самоповторы такое огромное количество времени, вынося юмор далеко за пределы программы - небольшой разбор русскоязычного блогера, в котором собраны, конечно, не все перлы, но масштабы понятны.
Второе - для меня самое больное - отсутствие института звезд. Наши артисты не умеют быть таковыми во всем и до конца; звездность словно определяется экстенсивностью - чем чаще ты везде мелькаешь, тем больше твой вес (очевидный пример - Петров), когда там, за бугром, тебя любят и ценят за качество каждого твоего появления - искренность, юмор, смелость, подготовку, многогранность мастерства, которые ты демонстрируешь. Отсюда феномен настоящего «фанатства» - не наша история. Трудно сходить с ума только потому что ты улыбаешься из каждого светящегося экрана. Вот помню смотрела липсинг-баттл Урганта и Лазарева с костюмами и спецэффектами и это вообще ни разу не same energy, что например, у Джимми Фэллона с Эммой Стоун - в таком же формате, но на голом таланте, без всякой мишуры. Выглядит так, как будто наши ребята не провели домашнюю работу. К слову о ней: не думаю, что у российских звезд занятость больше, чем у голливудских, однако, нельзя не чекать, сколько репетиций и подготовки прошло для десятиминутного номера в прямом эфире, который покажется единожды и больше нигде. Например, Джеймс Корден таким часто грешит - он, как поклонник мюзиклов, сделал для меня, как для поклонника мюзиклов, прекрасный номер с Эмили Блант и уже видавшем в этой заметки виды - Лин-Мануэлем Мирандой, с одной стороны промотирующий «Возвращение Мэри Поппинс», а с другой - рассказывающий историю жанра в 22-ух классических киношных версиях - весело и блестяще (и у него такого добра под любую тему и звезду). Чтобы далеко не ходить: на волне любви к Гарри Стайлзу смотрели с мелкой «Carpool Karaoke» с ним отдельно и в составе «One Direction» - классно и задорно, отчего сестра сказала: «а у нас в России так не делают, потому что никто петь и развлекаться не умеет?» - устами младенца, как говорится, хоть ему и девятнадцать.
Несмотря на то, что каждый артист местного разлива считает своим долгом кичиться самоиронией, это выглядит скорее нечестно и нелепо, чем действительно смешно и восхитительно. Они про казаться, а не быть - там, где бы хотелось, а не там, где есть. За приставки пост и мета у нас вроде как ответственный Гудков, но он тоже уже стреляет через раз. Например, переосмысление трека «Плачу на техно» группой «Cream Soda» - почему так зашло? Потому что они, в отличие от первоначальных авторов - «Хлеба», исполнили ее со всей зачаточной драматургией на серьезных щах, а не в рамках юмора - мол, сейчас я буду шутить, ты же вдупляешь, что я буду шутить? А следующий их трек (цельно с видео) - «Сердце лед», куда менее понятен и приятен, потому что кроме одного визуального гэга, что Кукушкин - рептилоид, там ничего нет; а просто картинка - это детский, нулевой уровень восприятия шутки, когда мозг не работает, а только смотрит; нам, зрителям избалованным двадцать первым веком, такое уже не комильфо. Вот пример действительно серьезного и максимально смешного переосмысления своего имиджа Натали Портман - раз и два - оскароносная актриса читает грубый матерный рэп с длиннющими дилдо в руках, без фрейма, что сейчас я иронизирую, конечно - об этом не надо напоминать и вести себя напоминающе; для сравнения - «Цвет настроения синий» тоже про выход из привычного образа, но другой дорогой. Я не пытаюсь выступать обвинителем - проблема не только в отечественных селебах, которые не могут смело шутить, но и в самой широкой аудитории, не способной это воспринять. Вспомнить хотя бы с каким рвением у нас обсуждаются постельные сцены в обычных фильмах и как клеймят актеров после их ролей там же, мне например, очень сложно представить ситуацию, в которой кто-нибудь с экрана говорит, «черт, все еще чувствуется вкус спермы во рту», как Гарри Стайлз, будучи ведущим «Late Late Show», я уже молчу, чтобы мужчина на полном серьезе пришел с ярким маникюром и жемчужным ожерельем без всякого осуждения - но это другой большой вопрос, явно для «не сегодня».
Конечно, у нас есть Ургант - один, остроумный, за которого не стыдно. Но сейчас лето, ведущий в отпуске, и некому работать с повесткой. Его «конкуренты», которые пытались являться и в телеке, и в интернете - низведены до атомов, во-первых, по причине отсутствия профессионализма и должного культурного бэкграунда, во-вторых, просто потому что муссировались одни и те же звезды, которые комфортно существовали и не подвергались огранке новыми талантами. Я люблю «Вечерний Ургант» - не потому, что больше нечего, а потому, что найти классные выпуски можно, Иван понимает свой вес и может балансировать на грани, в отличие от многих своих гостей, что он тоже прекрасно осязает, говоря в старом интервью Долецкой о Нью-Йорке, который его манит, и где совсем по-другому работают.
У меня при просмотре разных выступлений наших звезд (музыкальных) часто создается ощущение, что под тем, что на них надето, есть какой-то латексный костюм, который снять можно только с мылом и жиром, мешающий им расслабиться и получать удовольствие. Мы заморачиваемся над всякими огненными шоу в стиле Филиппа Киркорова; если это неожиданный дуэт, скажите привет тоже какому-то сложносочиненному номеру, что в большинстве своем на западе очень просто и максимально френдли, как будто ты со своим лучшим дружком дома в пижаме караоке поешь, например, «Без бою» Ани Лорак и Сергея Лазарева, которые в жизни вроде бы супер близки, но зачем-то выдают такой театр с картонными декорациями, изображая животную страсть; с другой стороны Дрейк и Рианна, такие же friends forever, также работающие с темой любовных игр на сцене, но госпади, как они кайфуют, улыбаются и бесплатно раздают вайб непосредственности.
Я пытаюсь искать причину нашей интертеймент-хтони, взывая к историческим преимуществам США, вроде когда все восстанавливались после Первой мировой - у них был золотой век джаза, а после Второй - такого же металлического оттенка век кинематографа. Иногда мне кажется, проблема в том, что не все у нас смотрели «Монти Пайтон» - а те, кто точно «да» и составляют небольшую горстку свободных и классных артистов широкого профиля, вроде Ирины Горбачевой или Антона Лапенко. Я буду рада обмануться во всех своих мыслях и найти контраргументы к каждому поинту, но пока все это заставляет меня грустить и я не вижу другого выхода как пойти включить ту же Эллен Дедженерес опальную и смотреть, как красивые Николь Кидман и Марго Робби выбирают мужчину для Шарлиз Терон.