Найти тему

Почему Сатане наставили рога?

Такой отличительной особенностью внешности как наличие рогов могут похвастаться довольно-таки много персонажей в одной только западно-европейской культурно-религиозной традиции. Самым известным из них является, пожалуй, Сатана. Однако с рогами изображали не только его одного. В эпоху древних цивилизаций «рогатость» была атрибутом скорее богинь, чем богов и олицетворяла плодородие. Это, пожалуй, одно из самых древних значений этого символа. Дело в том, что культы богинь основывались на лунных циклах и рога, чисто внешне напоминающие лунный месяц, вскоре стали одним из их атрибутов. Вспомните, например, изображение богини Древнего Египта Исиды.  

 

Исида с младенцем Гором. VII–VI вв. до н.э. Камень
Исида с младенцем Гором. VII–VI вв. до н.э. Камень

Со временем рогами обзаводятся и мужские божества, например, Пан, родившийся, со слов Гомера, с козлиными ногами и рогами. К образу Пана очень близок и образ Сатира – лесного божества, также изображающегося с копытами и рогами. Культ этих божеств носил весьма разнузданный характер с неизменной сексуальной подоплекой, что, впрочем, представляется весьма естественным, коль скоро речь идет о божествах плодородия. Так рога, в особенности, козлиные, приобретают новое значение, становясь символом мужской потенции, необузданной дикости и животной похоти. 

 

Пан, обучающий юного Дафниса игре на сирингке (свирели). Копия античной скульптуры. XIX в. Гипс
Пан, обучающий юного Дафниса игре на сирингке (свирели). Копия античной скульптуры. XIX в. Гипс

В средние века именно с этих лесных божеств во многом будет списан образ Сатаны, а шабаш ведьм приобретет поразительного много общих черт с их оргиастическими культами. Создавая образ «Отца лжи и греха», как еще называли Сатану, христианские теологи и богословы часто использовали два принципа конструирования монструозного: «принцип гибридизации» и «принцип демонизации». По принципу гибридизации построен если не весь, то большая часть средневекового бестиария. Рецепт прост: сочетай несочетаемое и будет тебе ужас. Так средневековые богословы, ссылаясь на разные источники Священного Писания добавляли в образ Сатаны черты самых разных животных: змеи, дракона, петуха, осла, летучей мыши, чёрного козла и прочих нелицеприятных с точки зрения средневекового восприятия существ. Что касается «демонизации», то это своего рода интерпретация принципа несовместимости христианской веры с языческими культами, заложенного еще Тертуллианом.

Козлиные рога Дьявола, как, впрочем, и копыта, явная отсылка к похотливому Пану. Но почему именно похоть? О том, что Сатана похотлив сообщает нам скорее народная средневековая культура, нежели ученая среда, интерпретируя таким образом библейский мотив искушения. А богословы и теологи, настроенные весьма враждебно к разного рода проявлениям телесности, подхватывают этот мотив и делают похоть одним из обязательных атрибутов Сатаны, особенно подчеркивая этот его порок в контексте привлечения своих новых приспешников в лице ведьм. Так рога также становятся символом бунта и попрания авторитета. 

Кстати, всем известная фраза «наставить рога», т.е. совершить супружескую измену, также связана с похотью. Согласно одной из версий, фраза пришла из немецкого языка и связана с военным снаряжением древних германцев, обязательным атрибутом которых был шлем с рогами. Согласно обычаю, жена, провожая мужа на войну, надевала его шлем, что означало, что она на этот период «свободна» и может встречаться с другими мужчинами. 

Справедливости ради стоит сказать, что христианская традиция изображала с рогами не только демонические сущности, но и святых. Но это уже совсем другая история…

P.s. Лайки и комментарии приветствуются! Помните, что когда вы ставите лайк, авторам статьи приятно, что вы оценили их труд и дочитали статью до конца.