После начала режима самоизоляции, когда учебные заведения вынужденно перешли на дистанционное обучение, многим стали очевидны сразу несколько вещей:
- нельзя просто взять и перенести офлайн-образование в онлайн даже для взрослых учащихся
- технологическая и психологическая неготовность постоянно учиться внеаудиторно
- самое главное: невозможность передать практические навыки, воссоздать живую коммуникацию в условиях дистанта.
Первыми это ощутили на себе студенты актерских, художественных, балетных училищ – нельзя научить движению, передать цвет, обучить игре на инструменте через экран ноутбука. Но как показала практика, обучение студентов практическим навыкам программирования, инженерии, экономического анализа, творческого письма тоже проходит не так эффективно, если ученики занимаются только онлайн. Тем более сложно научить студентов работать в команде, реализовывать совместные проекты, усиливать коммуникативные навыки, разрешать конфликты без непосредственного общения.
Кризис, связанный с пандемией коронавируса, как и любой кризис, позволил сделать быстрый скачок в развитии технологий, произвести их широкомасштабное внедрение. С позитивной точки зрения этот кризис можно рассматривать как мотивацию для изменения технологических процессов, стереотипов мышления, на освоение которых в мирное время потребовалось бы гораздо больше времени. Положительный результат катастрофы – её повторяющаяся способность превращать то, что когда-то считалось невозможным, в приемлемый аспект новой реальности.
Пути развития высшего образования после Covid-19
Какие варианты высшего образования будут развиваться после коронавируса? Важная часть обучения, которая хорошо работает при дистанционном формате – лекции: то, что студенты легко осваивают самостоятельно, односторонняя передача информации. Семинары и практикумы проводить онлайн не так продуктивно. Интерактивные форматы занятий, где студенты принимают участие в обсуждении, лучше работают в режиме реального общения. На основе этого вузы предлагают несколько траекторий развития обучения в высшей школе.
Онлайн-модель
Онлайн-обучение будет востребовано тысячами молодых людей, не окончивших среднюю школу и работающих за минимальную зарплату. Для них растущие расходы на высшее образование недоступны, они не смогут оставить работу, чтобы поступить в вуз. Существует потребность в качественном высшем образовании, годовая стоимость которого составляет менее 5000$/г., а диплом присуждается известным университетом. Дипломы онлайн-колледжей – не новость, но когда ведущие университеты выйдут на рынок, это потребует изменить правила игры, организовать «экосистему», чтобы предлагать высокое качество, сохранив низкую стоимость.
Гибридная модель
Самый продуктивный путь – совмещение офлайн- и онлайн-форматов. Текущий эксперимент с онлайн-обучением предоставляет университетам данные в режиме реального времени о том, какие аспекты их курсов можно заменить, какие – дополнить, а какие нельзя заменить цифровыми средствами. Появляется возможность определять различную степень очного, виртуального, смешанного опыта, необходимого для каждого курса.
Рассмотрим изучение нескольких дисциплин:
- Базовым понятиям массы, длины и времени в физике можно научить, используя графику и аудиовизуальные методы программного обеспечения. Студенты могут учиться в собственном темпе, повторять столько раз, сколько требуется, выполнять поиск по ключевым словам, связывать концепции, изменять учебные модули в зависимости от уровня навыков. Но некоторые аспекты изучения физики требуют практического опыта в лаборатории.
- Курс «Римская культура и демократия» требует обширного обсуждения — его можно преподавать на виртуальных встречах.
- А создание робота или обучение балету требует, чтобы инструктор и однокурсники работали очно.
Иммерсивная модель
Мировой эксперимент с онлайн-обучением делает востребованным обучение с проживанием по примеру школ-интернатов. Студенты живут на кампусах вдали от своих семей, участвуют в открытых дискуссиях, практическом обучении, управлении конфликтами. Их взаимодействие с другими студентами порождает уверенность, лояльность вузу, дух товарищества и дружбу на всю жизнь, уникальное чувство общности. Насколько этот вариант применим в России, оценить пока сложно.
Те внезапные изменения, которые произошли в образовании, не изменили его полностью, а только ускорили трансформации, на которые был социальный запрос: перевести часть занятий из аудиторий в интернет, сделать обучение мобильным – трансформируемые модули, доступность в любом месте, введение интерактивных практических занятий. Цифровые технологии не уничтожат существую систему образования, но шок от Covid-19 помог перейти на цифровые платформы всего за неделю — а значит, позволит превратить высшее образование в нечто настраиваемое и доступное для большего количества людей.
К чему готовиться студентам?
Молодым людям, поступающим в университет, придется управлять сложными системами, жить в ситуации неопределенности, уметь быстро адаптироваться к новым условиям. Хотя многие профессии уйдут в прошлое, появится много новых возможностей. Студентам стоит готовиться к тому, что они сами будут формировать новые профессии, открывать бизнесы, разрабатывать технологии. Поэтому продвинутые вузы уже сегодня дают учащимся на практике попробовать запустить собственный проект, найти финансирование, вывести его на международный рынок, создать социальную ценность. Учащиеся реализуют инициативы в безопасном университетском пространстве при поддержке опытных менторов и перестают бояться. Самое важное для студентов – научиться думать самостоятельно, развивать новые форматы, подходы к работе.
А как найти работу при пандемии, смотрите в моем видео:
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Сколько стоит жизнь московского студента
✅ Курица – не птица, а Польша? Как получить высшее образование в Польше? Отвечает студент по обмену
✅ Как стать президентом Америки? Престижные частные школы для мальчиков в США