А.В. Хуторской, д.п.н., директор Института образования человека (Москва)
Образовательный продукт - ключевая вещь в уроках с позиций нашей научной школы. Для всех предметов. То, что создают ученики, это и есть главное, зачем они учатся и живут. Даже в религии: Бог творец, а человек создан по его образу и подобию, значит, человек - творец.
Теперь важно понять, какие бывают образовательные продукты. Мы обосновали 2 типа продуктов - результатов учеников: внешние и внутренние. Внешние - те которые создаются и видны всем - сочинение, таблица, образ, модель, конструкция, изделие, действие, решение проблемы и т.п. Внутренние - это личностные качества, которые соответствуют созданным продуктам - умения, знания, компетентности ученика.
Далее, важно отделять форму образовательного результата (продукта) от его содержания. Например, сделанная табуретка - форма продукта, а его предметное содержание: предложенная учеником идея табуретки, способы её воплощения, применяемые инструменты, соответствие изделия чертежу и т.п.
Сейчас идут курсы переподготовки "Теория и методика ДО". Только что прошло занятие в Зуме, учительница (нач. классы) презентовала разработанный ею урок русского языка 3 класс, на платформе Core по нашей технологии "Образовательная ситуация". Задача урока для учеников - сочинить сказку про верблюда с его горбами.
Спрашиваю учителя: Какой образовательный продукт учеников предполагает ваш урок? И каковы критерии оценки результатов детей?
Отвечает: Продукт - собственные сказки, а критерии называет типа увлекательность, оригинальность и т.п.
Я: Сказка - это форма продукта, а в чём его предметное содержание по русскому языку? Ведь именно для оценки результатов по русскому языку нужны критерии. Сказка вообще, продукт литературы (звоночек учителям математики, которые любят давать задания по сочинению сказок: вы за обучению какому предмету получаете зарплату?).
Далее выясняем, что для учительницы важна задача конструирования текста путём различных сочетаний предложений, их связанности между собой.
Вот! Это и есть языковое содержание ожидаемого от учеников продукта - сочетаемость предложений в тексте! Сказка в этом случае лишь форма текста, а интересовать нас должен именно тот результат ученика, который соответствует данному содержанию, например: типы сочетаний предложений между собой, способы построения текста с разными сочетаниями предложений, принципы создания абзацев, зависимость смысла сказки от применяемых последовательностей предложений и т.п.
Тогда и критерии для анализа и оценки составленных учениками сказок будут не только "увлекательность и оригинальность", хотя они нужны для оценки степени творчества, а то, какие типы сочетаний предложений придумал ученик, какие связи-переходы между ними сделал, и т.д.
И только после такой проработки урока учитель подбирает технические формы его реализации на интернет-платформе. Например, даёт детям 5 предложений про двугорбого верблюда и предлагает разместить их в своём порядке так, чтобы получились разные сказки, с разным смыслом или концом. Этот этап назовём интеграцией педагогических и цифровых технологий.
Тему современного урока с данных позиций обсуждаем на веб-семинаре, который начнётся 24 августа.
Следующий набор на курс профессиональной переподготовки "Теория и методика дистанционного обучения" (250 ч. Диплом) начинается с 1 сентября. Не опоздайте с регистрацией.